г. Хабаровск |
|
08 февраля 2013 г. |
А73-7991/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А.Боликовой
Судей: Г.В.Котиковой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от заявителя - Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Гончар Е.И., начальник отдела правовой работы, доверенность от 06.08.2012 N 2451;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 17.08.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012
по делу N А73-7991/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Луговая И.М.., в суде апелляционной инстанции судьи: Пескова Т. Д., Сапрыкина Е.И., Швец Е.А.
по заявлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третьи лица: Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, Общество с ограниченной ответственностью "Тимбел", ФГБОУ ВПО "Дальневосточный государственный гуманитарный университет"
о признании недействительным решения антимонопольного органа от 14.06.2012 N 31
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет по ценам и тарифам) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, Хабаровское УФАС России, ОГРН 1022700921022, г. Хабаровск, ул. Запарина, 67) от 14.06.2012 N 31.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, общество с ограниченной ответственностью "Тимбел" (далее - ООО "Тимбел"), ФГБОУ ВПО "Дальневосточный государственный гуманитарный университет" (далее - Дальневосточный государственный гуманитарный университет).
Решением арбитражного суда от 17.08.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012, заявленные требования удовлетворены. Решение Хабаровского УФАС России от 14.06.2012 N 31 признано недействительным.
Проанализировав действующий в период принятия постановления от 12.11.2009 N 29-Ц Порядок организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемый органами исполнительной власти Хабаровского края, утвержденный Постановлением губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 N 60 (далее - Порядок N 60), суды пришли к выводу о наличии у Комитета по ценам и тарифам права на установление индивидуальных наценок при получении соответствующего заявления от хозяйствующего субъекта, оказывающего регулируемые государством услуги, и о соблюдении Комитетом по ценам и тарифам при принятии постановления от 12.11.2009 N 29-Ц данного порядка, признав постановление Комитета по ценам и тарифам от 12.11.2009 N 29-Ц не противоречащим нормам антимонопольного законодательства.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе Хабаровского УФАС России, полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Комитету по ценам и тарифам в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами неправильно применены положения Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - по тексту - Указ N 221), Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". По мнению Хабаровского УФАС России, судами не учтено, что отсутствие на территории Хабаровского края единой предельной максимальной наценки на сырье и покупные товары, используемые для изготовления продукции собственного производства хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги общественного питания в профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, и установление комитетом пунктом 1 постановления от 12.11.2009 N 29-Ц для ООО "Тимбел" индивидуальной наценки в размере 120 процентов, ставит данное общество в более благоприятные условия по сравнению с хозяйствующими субъектами, которым такая наценка не устанавливалась, чем создает дискриминационные условия доступа на товарный рынок.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, общество с ограниченной ответственностью "Тимбел", ФГБОУ ВПО "Дальневосточный государственный гуманитарный университет", извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на неё, заслушав мнение представителя Комитета по ценам и тарифам, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что антимонопольным органом в связи с обращением Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей с жалобой на действия Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Хабаровским УФАС 24.04.2012 возбуждено дело N 8-01/96 о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого решением от 14.06.2012 N 31 пункт 1 постановления Комитета по ценам и тарифам от 12.11.2009 N 29-Ц "О наценке для предприятия общественного питания общества с ограниченной ответственностью "Тимбел", оказывающего услугу питания учащимся Дальневосточного государственного гуманитарного университета, признано нарушающим положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Во исполнение указанного решения Комитету по ценам и тарифам антимонопольным органом выдано предписание от 14.06.2012 N 8 об отмене в срок до 07.07.2012 пункта 1 постановления от 12.11.2009 N 29-Ц.
Основанием для признания Комитета по ценам и тарифам нарушившим требования антимонопольного законодательства, послужили выводы антимонопольного органа о необоснованном установлении обществу индивидуальной наценки на сырье и покупные товары, используемые для изготовления продукции собственного производства, в отсутствие единой предельной максимальной наценки для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке оказания услуг общественного питания в высших учебных заведениях. Поскольку рассматриваемый вид услуги относится к сфере государственного регулирования и осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но на территории Хабаровского края такое регулирование осуществляется Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, последнее обязано было самостоятельно установить предельную максимальную торговую наценку, отсутствие которой создает дискриминационные условия доступа на данный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Посчитав названное решение антимонопольного органа не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы, Комитет по ценам и тарифам обратился с заявлением в Арбитражный суд Хабаровского края.
Удовлетворяя требования Комитета по ценам и тарифам, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 8 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Признавая Комитет по ценам и тарифам нарушившим положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, при принятии постановления от 12.11.2009 N 29-Ц об установлении ООО "Тимбел" индивидуальной максимальной наценки в размере 120 % на сырье и покупные товары, используемые для изготовления продукции собственного производства, при отсутствии предельно установленной торговой наценки, антимонопольный орган не учел следующее.
В соответствии с пунктом 2 Указа N 221 Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Названным пунктом Указа N 221 на Правительство Российской Федерации также возложена обязанность по установлению порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Во исполнение Указа N 221 Правительство Российской Федерации 07.03.1995 приняло Постановление N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Названным Постановлением Правительство Российской Федерации утвердило, в том числе перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и учебных заведениях, включены в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В целях обеспечения единой государственной политики в области ценообразования в топливно-энергетическом комплексе и других отраслях экономики Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 N 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" утверждены: перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется Губернатором Хабаровского края; перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края; перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются хозяйствующими субъектами (организациями) по согласованию с комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, лицеях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях включены в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Утвержденным Постановлением Губернатора Хабаровского края Порядком N 60 определена процедура организации, установления и изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, подлежащие государственному регулированию на территории Хабаровского края.
Пунктом 4 названного Порядка предусмотрено право Комитета по ценам и тарифам при осуществлении государственного регулирования определять метод регулирования наценок, в том числе на продукцию, реализуемую при общеобразовательных учреждениях. При регулировании в указанной сфере деятельности Комитетом по ценам и тарифам выбран метод экономически обоснованных расходов непосредственно каждого хозяйствующего субъекта.
Согласно пункту 5 Порядка N 60 субъект, осуществляющий регулируемую деятельность, или органы местного самоуправления обращаются в комитет с заявлением об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги с обязательным представлением расчетных и обосновывающих материалов.
Судебными инстанциями установлено, что ООО "Тимбел" согласно установленному порядку обратилось в Комитет по ценам и тарифам за предоставлением предельной наценки на сырье и покупные товары, используемые для изготовления продукции собственного производства, предоставив экономическое обоснование.
Реализуя предоставленное Комитету по ценам и тарифам право на установление предельной наценки, последний составил экспертное заключение и принял Постановление от 12.11.2009 N 29-Ц об установлении наценки для ООО "Тимбел".
При принятии названного Постановления Комитет по ценам и тарифам не допустил нарушений действующего законодательства, в связи с чем арбитражные суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях заявителя признаков нарушения положений статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, а доводы заявителя кассационной жалобы направлены на иную, чем у судов первой и апелляционной инстанций, оценку доказательств по делу, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.08.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 по делу N А73-7991/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А.Боликова |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.