г. Хабаровск |
|
13 февраля 2013 г. |
А04-4840/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Брагиной Т.Г., Панченко И.С.
при участии
от заявителя: "Азиатско-Тихоокеанский банк" (открытого акционерного общества) - Лавренюк Р.В., представитель по доверенности от 24.12.2012 N 03-2665;
от ответчика: Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Лопатнюк Т.А., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 01-17/04/20;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение от 10.08.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012
по делу N А04-4840/2012 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чумаков П.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Пескова Т.Д., Сапрыкина Е.И., Швец Е.А.
По заявлению "Азиатско-Тихоокеанский банк" (открытого акционерного общества)
к Государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными решений
"Азиатско-Тихоокеанский банк" (открытое акционерное общество) (ОГРН 1022800000079, место нахождения: 675000, г. Благовещенск, ул. Амурская, 225; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022800519829, место нахождения: 675000, г. Благовещенск, ул. Горького, 15; далее - фонд социального страхования) о признании недействительными решений от 31.05.2012 N N 31 с/с, 29 с/о в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в размере 6 958,72 руб. и 38 047,86 руб., соответственно.
Решением суда от 10.08.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012, заявление общества удовлетворено. В оспариваемой части ненормативные акты признаны недействительными как не соответствующие Федеральному закону от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федеральному закону от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда, фонд социального страхования обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, при определении размеров пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, следует применять районные коэффициенты к заработной плате, установленные на федеральном уровне.
Общество отзыв на жалобу не представило, но его представитель в судебном заседании изложенные в жалобе доводы отклонил в полном объеме и просил судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Судебное заседание в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, фондом соцстраха по результатам документальной выездной проверки "Азиатско-Тихоокеанский банк" (ОАО) по вопросам правильности исчисления расходов на цели обязательного социального страхования за периоды с 01.01.2009 по 31.12.2009 и с 01.01.2010 по 31.12.2011 составлены акты от 05.05.2012 N N 55с/с, 55с/о, соответственно. В актах отражены нарушения требований законодательства и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, а также указано на неправомерное, по мнению фонда, применение обществом при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, единовременному пособию при рождении ребенка, единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, повышенных районных коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в отношении сотрудников банка по месту расположения филиалов в г. Красноярске и Красноярском крае в размере - 1,3; г. Усть-Илимске Иркутской области - 1,6; Иркутской области - 1,3; в г. Комсомольске-на-Амуре - 1,5; в г. Тынде и Селемджинском районе - 1,7.
31.05.2012 решением N 31 с/с не приняты к зачету расходы общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в сумме 148 613,74 руб. (в том числе оспариваемая сумма 6 958,72 руб.), решением N 29 с/о не приняты к зачету 538 225,66 руб. расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (в том числе оспариваемая сумма 38 047,86 руб.).
Не согласившись с решениями фонда социального страхования в части непринятия к зачету 6 958,72 руб. и 38 047,86 руб. расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций, руководствуясь положениями статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", пришли к выводу о правомерности применения "Азиатско-Тихоокеанский банк" (ОАО) при расчете размера выплаченных своим работникам пособий по обязательному социальному страхованию районных коэффициентов в размерах, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и недействительности решения фонда социального страхования.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" следует, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса устанавливаются Правительством Российской Федерации, при этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
До настоящего времени Правительством Российской Федерации единый размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы и пособий работников не установлен.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов с указанием, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Во исполнение указанного акта постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-П (в ред. от 31.07.2011) на территории Красноярского края установлен единый районный коэффициент 1,3; решением Хабаровского крайисполкома от 18.07.1991 N 154 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих" для города Комсомольска-на-Амуре установлен районный коэффициент 1,5; законом Амурской области от 11.04.2005 N 471-0З "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области" для г. Тынды и Селемджинского района Амурской области установлен районный коэффициент 1,7; законом Иркутской области от 17.12.2008 N 123-оз "О размерах районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из областного бюджета, и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, в Иркутской области" для работников организаций, расположенных в Усть-Илимском районе, установлен районный коэффициент 1,6, для работников, расположенных в иных местностях области - 1,3.
Данные нормативные акты в установленном законодательством порядке не оспорены, в спорный период являлись действующими и их применение при расчете заработной платы для исчисления социальных пособий является правомерным.
Кроме того, материалами дела подтверждается и не оспаривается фондом соцстраха, что "Азиатско-Тихоокеанский банк" (ОАО) в спорном периоде осуществляло уплату страховых взносов в фонд социального страхования с учетом применения при исчислении заработной платы работников максимальных районных коэффициентов, установленных на уровне субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что оснований для отказа в принятии к зачету и возмещении этих расходов фондом социального страхования не имелось.
Доводы заявителя жалобы не опровергают сделанные судами выводы и не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.08.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу N А04-4840/2012 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Брагина Т.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение указанного акта постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-П (в ред. от 31.07.2011) на территории Красноярского края установлен единый районный коэффициент 1,3; решением Хабаровского крайисполкома от 18.07.1991 N 154 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих" для города Комсомольска-на-Амуре установлен районный коэффициент 1,5; законом Амурской области от 11.04.2005 N 471-0З "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области" для г. Тынды и Селемджинского района Амурской области установлен районный коэффициент 1,7; законом Иркутской области от 17.12.2008 N 123-оз "О размерах районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из областного бюджета, и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, в Иркутской области" для работников организаций, расположенных в Усть-Илимском районе, установлен районный коэффициент 1,6, для работников, расположенных в иных местностях области - 1,3."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2013 г. N Ф03-6546/12 по делу N А04-4840/2012