г. Хабаровск |
|
12 марта 2013 г. |
А73-8883/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Цирулик О.В.
Судей: Гребенщикова С.И., Кондратьевой Я.В.
при участии:
от ООО "Амуршина - Хабаровск": Гортинский М.С., представитель по доверенности от 24.01.2012 N 27АА 0215916
от ДМС администрации г. Хабаровска: Зыкова А.А., представитель по доверенности от 29.12.2012 N 13021/02-11
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 18.09.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012
по делу N А73-8883/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Леонов Д.В., в суде апелляционной инстанции судьи Гричановская Е.В., Сапрыкина Е.И., Швец Е.А.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амуршина - Хабаровск"
к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска
о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельного участка по льготной цене
Общество с ограниченной ответственностью "Амуршина - Хабаровск" (ОГРН 1032700458174; место нахождения: 680003, г. Хабаровск, ул. Союзная, 23-а; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - Департамент), оформленного письмом от 08.06.2012 N 5297/19-04, об отказе в выкупе земельного участка общей площадью 5 598,4 кв.м с кадастровым номером 27:23:0050710:18 по цене, составляющей 2,5% от его кадастровой стоимости; а также о возложении на ответчика обязанности заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка по указанной льготной по цене.
Заявленные требования обоснованны тем, что на испрашиваемом земельном участке находятся принадлежащие обществу объекты недвижимости, раннее отчужденные из государственной собственности в порядке приватизации. Поэтому в данном случае продажа такого участка должна осуществляться по цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением суда от 18.09.2012, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 без изменения, требования общества удовлетворены полностью.
Судебные акты мотивированны тем, что общество представило Департаменту все необходимые документы, свидетельствующие о наличии оснований для выкупа земельного участка по льготной цене, поэтому ответчик необоснованно уклонился от продажи этого участка.
В кассационной жалобе Департамент выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами и считает их подлежащими отмене. Заявитель жалобы опровергает выводы судов о выбытии расположенных на спорном земельном участке объектов недвижимости из государственной собственности. Указывает на отсутствие в акте оценки стоимости имущества приватизируемого предприятия (ПСО "Хабаровскгражданстрой") достаточных сведений, позволяющих идентифицировать эти объекты. Полагает, что данные объекты возведены обществом самовольно уже после процесса приватизации государственного предприятия.
Общество в отзыве на кассационную жалобу считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а приведенные в жалобе доводы несостоятельными.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Департамента настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, против чего возражал представитель общества по мотивам, приведенным в отзыве на жалобу.
Проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, а также позиций участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не имеется.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, на земельном участке по адресу: г. Хабаровск, ул. Богачёва, 5а, с кадастровым номером 27:23:0050710:18, предоставленном Департаментом обществу по договору аренды от 27.02.2009 N 151, расположены объекты недвижимости - здание столярного цеха (инв. N 9054, лит. Е) и здание лесопильного цеха (инв. N 9054, лит. Ж), которые принадлежат обществу с 2004 года на праве собственности.
Первоначальным собственником названных объектов недвижимости являлось АООТ ПСО "Хабаровскгражданстрой", созданное в порядке приватизации государственного предприятия (Приказ Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 08.05.1993 N 204, План приватизации и акт оценки стоимости имущества от той же даты).
В ходе исполнения Постановления администрации г. Хабаровска от 30.11.2011 N 3986 о предоставлении обществу в собственность за плату под здания лесопильного цеха и столярного цеха земельного участка с кадастровым номером 27:23:0050710:18, пунктом 2 которого на Департамент возложена обязанность заключить договор купли-продажи земельного участка, ответчиком подготовлен проект договора с указанием цены земельного участка в размере 1 091 898 руб. 50 коп.
Общество, полагая, что в данном случае стоимость земельного участка должна определяться исходя из 2,5% от его кадастровой стоимости, дважды 06.03.2012 и 15.05.2012 предоставляло в Департамент документы, подтверждающие факт приобретения объектов недвижимого имущества в процессе приватизации государственного предприятия.
Несмотря на это, Департамент в письмах от 30.03.2012 N 2810/19-04 и от 08.06.2012 N 5297/19-04 сообщил обществу об отсутствии оснований для выкупа земельного участка по льготной цене.
Общество сочло, что такое решение Департамента противоречит закону, и оспорило его в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах, численность населения которых не превышает 3 миллионов человек.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Таким образом, для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене необходимо установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
При этом, исходя из правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08, действие приведенной нормы распространяется не только на собственников объектов недвижимости, непосредственно участвовавших в процессе их приватизации.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражные суды обеих инстанций пришли к единому выводу о том, что спорные объекты недвижимости были отчуждены из государственной собственности в порядке приватизации.
В данном случае суды отметили, что согласно акту от 08.05.1993 оценки стоимости имущества приватизируемого предприятия "Хабаровскгражданстрой" в числе передаваемого создаваемому акционерному обществу имущества указано "Здание столярной мастерской".
Исходя из сведений технического паспорта на здание столярной мастерской (инвентарный номер 9054), расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Богачева, 5а, судами установлено, что в состав данного объекта включены различные здания и строения, в том числе столярный цех (лит. Е, 1991 года постройки) и лесопильный цех (лит. Ж, 1992 года постройки).
Данные объекты в результате последовательных сделок приобретены обществом в 2004 году, и право собственности на них зарегистрировано в установленном законом порядке.
Сопоставив дату приватизации государственного предприятия (1993 год) и периоды создания спорных объектов недвижимости (1991-1992 годы) суды правомерно признали, что эти объекты были включены в состав приватизируемого имущества.
Данные обстоятельства также подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.02.2000 по делу N А73-304/II-2000, которым установлен факт владения АООТ ПСО "Хабаровскгражданстрой" спорными объектами на праве собственности, а также представленными в дело копиями актов рабочей комиссии о приемке законченного строительством столярного цеха от 10.07.1991 (л.д. 122 т. 1) и цеха по переработке древесины от 20.04.1992 (л.д. 124 т.1).
При таких обстоятельствах арбитражные суды указали на отсутствие у Департамента предусмотренных законом оснований для отказа обществу в выкупе земельного участка по льготной цене, составляющей 2,5 % от кадастровой стоимости, и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Указанные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам спора, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права.
Фактически доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, на основе которой суды пришли к выводу о доказанности факта выбытия расположенных на спорном земельном участке объектов недвижимости из государственной собственности. Однако такие доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку переоценка доказательств к компетенции суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не относится.
Кроме того, доказательств того, что первоначально созданное в порядке приватизации акционерное общество приобрело спорные объекты по иным предусмотренным законом основаниям, ответчик арбитражным судам не представил. Его аргументы об их самовольном возведении после завершения процесса приватизации государственного предприятия носят предположительный характер и опровергаются материалами дела.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену обжалуемых судебных актов в любом случае, арбитражными судами при рассмотрении спора не допущено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.09.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 по делу N А73-8883/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.