г. Хабаровск |
|
26 февраля 2013 г. |
А59-2711/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: С.Н.Новиковой, С.А.Логвиненко
при участии:
от лиц участвующих в деле представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федерального казначейства по Сахалинской области
на решение от 14.09.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012
по делу N А59-2711/2012 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.А.Назарова, в суде апелляционной инстанции судьи: С.В.Шевченко, Л.Ю.Ротко, К.П.Засорин
По иску открытого акционерного общества "Сахалинэнерго"
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области
третьи лица: Министерство социальной защиты населения Сахалинской области, Министерство финансов Сахалинской области
о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (ОГРН 1026500522685, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, Коммунистический пр-кт, 43) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Сахалинской области о взыскании убытков в размере 7 551, 17 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Министерство социальной защиты населения Сахалинской области, Министерство финансов Сахалинской области.
Решением от 14.09.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Федерального казначейства по Сахалинской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как несоответствующие нормам материального права. Заявитель со ссылкой на ст.ст.71, 72 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации полагает, что реализация Указа Президента РФ о мерах по социальной поддержке многодетных семей от 05.05.1992 N 431 в части скидки в размере ниже 30% установленной платы за пользование электроэнергией должна быть предусмотрена в составе расходных обязательств бюджета субъекта РФ. Считает, что решение вопроса о социальной поддержке и социального обслуживания, в том числе семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей) согласно подп. 24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N184-ФЗ) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Ссылаясь на п.1 ст.84, п.6 ст.85 БК РФ указывает, что расходные обязательства РФ возникают в результате принятия Федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по результатам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N183-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
ОАО "Сахалинэнерго", Министерство финансов Сахалинской области в отзывах на кассационную жалобу возражают относительно доводов жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для их отмены не установил.
Как следует из материалов дела, решением Холмского городского суда Сахалинской области от 09.02.2009 на ОАО "Сахалинэнерго" возложена обязанность по предоставлению многодетной семье Коткиной А.Н. льготы в виде 30% скидки установленной платы за потребленную электроэнергию, и произвести перерасчет по соответствующей плате с июня 2008 года.
Такая льгота и перерасчет за потребленную электроэнергию предоставлена и произведен с июня 2008 года.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-398/2011 расходы истца, связанные с предоставлением льготы семье Коткиной А.Н. за период с июня 2008 года по октябрь 2010 года возмещены за счет казны Российской Федерации.
ОАО "Сахалинэнерго" ссылаясь на то, что Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О социальной поддержке многодетных семей" установлена соответствующая льгота, однако порядок возмещения расходов на осуществление предусмотренных мер социальной поддержки многодетных семей в нарушение п.3 названного Указа не решен и, полагая, что соответствующие расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. При этом указав, что все счета по оплате электроэнергии, списки, расчеты на возмещение убытков за период с 28.10.2010 по апрель 2012 года направлены в адрес Министерства социальной защиты Сахалинской области, сумма убытков за указанный период составила 7 551, 17 руб.
Невозмещение истцу убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования за счет казны Российской Федерации, арбитражные суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статьям 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 за пользование электроэнергией многодетным семьям предоставляются скидки в размере не ниже 30% установленной платы. В пункте 3 названного Указа от 05.05.1992 N 431 Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление установленных данным Указом мер.
Совместным письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.1992 N 51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.1992 N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной защите многодетных семей" определено, что предоставление многодетным семьям скидок по оплате за пользование электроэнергией производится за счет местных бюджетов, однако решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.
Таким образом, реализация названной меры социальной поддержки многодетным семьям федеральными органами исполнительной власти не урегулирована, в частности не урегулирован порядок и условия возмещения соответствующих расходов.
Суды, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О обоснованно признали, что расходы, связанные с реализацией положений Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, поскольку относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.
При изложенном, суды установив фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела, руководствуясь Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", ст.ст.16, 1069, 1071 ГК РФ, Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 обоснованно сделали вывод о наличии правовых оснований для взыскания 7 551, 17 руб. за счет казны Российской федерации в лице Министерства финансов РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что расходы, связанные с социальной поддержкой многодетных семей подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта РФ, противоречат установленным по делу обстоятельствам, поэтому подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, не допустили. При таких обстоятельствах правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.09.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 по делу N А59-2711/2012 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
С.Н.Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Совместным письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.1992 N 51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.1992 N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной защите многодетных семей" определено, что предоставление многодетным семьям скидок по оплате за пользование электроэнергией производится за счет местных бюджетов, однако решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.
...
Суды, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О обоснованно признали, что расходы, связанные с реализацией положений Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, поскольку относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.
При изложенном, суды установив фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела, руководствуясь Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", ст.ст.16, 1069, 1071 ГК РФ, Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 обоснованно сделали вывод о наличии правовых оснований для взыскания 7 551, 17 руб. за счет казны Российской федерации в лице Министерства финансов РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 февраля 2013 г. N Ф03-154/13 по делу N А59-2711/2012