г. Хабаровск |
|
26 февраля 2013 г. |
А51-12491/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: С.Н.Новиковой, Л.Б.Шариповой
при участии:
от администрации г. Владивостока: Булдыгина Н.В., представитель по доверенности от 06.12.2012 N 1-3/3852
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 27.08.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012
по делу N А51-12491/2012 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.В.Кобко, в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А.Аппакова, С.М.Синицына, С.Б.ултышев
По иску администрации г. Владивостока к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 31 735 121, 20 руб.
Администрация города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, место нахождения: 675000, г.Благовещенск, ул.Ленина, 133, 309 далее - администрация) обратилась с иском в Арбитражный суд Амурской области о взыскании с Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 1037739085636, место нахождения: 109097, г.Москва, ул.Ильинка, 9, стр.1) за счет казны Российской Федерации в размере 31 735 121,20 руб. в качестве компенсации стоимости жилых помещений, выплаченной администрацией г.Владивостока участковым уполномоченным милиции Бондарь Д.С. Наумова И.С., Юковой Ю.Г., Банькова Ю.М., Шелопугина А.Н., Спесивого А.Ю., Карпова А.А., Анохова А.Ф., Козминых Д.Ю., Евтина Д.В., Полищук В.С., Примак Д.П., Трешиной Е.С.
К участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением суда от 27.08.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УФК по Приморскому краю просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как несоответствующие нормам материального права. Заявитель полагает, что ст.30 ФЗ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (утратил силу с 01.03.2011) установлено, что сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке. При этом действующее законодательство не предусматривает компенсацию стоимости жилых помещений за счет средств федерального бюджета. Указывает, что Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" финансирование указанных социальных гарантий на Российскую Федерацию не возложено. Считает, что в соответствии со ст.158 БК РФ главным распорядителем бюджетных средств по отношению к сотрудникам милиции является Министерство Внутренних дел Российской Федерации, которое составляет бюджетную роспись, распределят лимиты бюджетных обязательств и исполнят расходную часть бюджетов. Поэтому считает, что спорные правоотношения являются не гражданско-правовыми, а бюджетными и к ним не подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. Настаивает, что спор не имеет экономической основы и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации споры, вытекающие из межбюджетных правоотношений к компетенции арбитражных судов, не относит.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, представитель администрации г.Владивостока поддержал доводы, изложенные в возражениях на кассационную жалобу.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для их отмены не установил.
Как следует из материалов дела, решениями Ленинского районного суда г.Владивостока Приморского края были удовлетворены требования участковых уполномоченных милиции об обязании администрации г.Владивостока предоставить отдельные благоустроенные помещения в черте города уполномоченным участковым милиции на состав семьи: Бондарь Д.С., Наумова И.С., Юковой Ю.Г., Банькова Ю.М., Шелопугина А.Н., Спесивого А.Ю., Карпова А.А., Анохова А.Ф., Козминых Д.Ю., Евтина Д.В., Полищук В.С., Примак Д.П., Трешиной Е.С.
В связи с отсутствием у администрации г.Владивостока возможности исполнить вынесенные судебные акты путем предоставления жилых помещений, Ленинским районным судом г.Владивостока по заявлению вышеуказанных граждан в соответствии со ст.203 ГК РФ изменен способ исполнения указанных судебных актов. С администрации г.Владивостока взыскано в пользу: Бондарь Д.С. - 2 264 440 руб. (платежное поручение от 03.11.2010 N 579), Наумова И.С. - 1 431 298, 50 руб. (платежное поручение от 03.11.2010 N 577), Юковой Ю.Г. - 1 559 730 руб. (платежное поручение от 12.04.2010 N 29), Банькова Ю.М. - 2 339 595 руб. (платежное поручение от 05.05.2010 N 338), Шелопугина А.Н. - 3 202 560 руб. (платежное поручение от 12.04.2010 N 30), Спесивого А.Ю. - 2 236 185 руб. (платежное поручение от 03.11.2010 N 581), Карпова А.А. - 2 531 961, 70 руб. (платежное поручение от 27.07.2010 N 432), Анохова А.Ф. - 3 251 520 руб. (платежное поручение от 31.08.2009 N 745), Козминых Д.Ю. - 2 431 530 руб. (платежное поручение от 10.11.2010 N 621), Евтина Д.В. - 2 339 595 руб. (платежное поручение от 27.07.2010 N 375), Полищук В.С. - 2 431 530 руб. (платежное поручение от 03.09.2010 N 898), Примак Д.П. - 4 125 000 руб. (платежное поручение от 19.08.2009 N 468), Трешиной Е.С. - 1 590 176 руб. (платежное поручение от 24.12.2010 N 150).
Администрацией г.Владивостока определения Ленинского районного суда г.Владивостока исполнены в полном объеме, что подтверждается вышеназванными платежными поручениями. В связи с чем, администрация, ссылаясь на обязанность государства по возмещению расходов, вызванных фактом обеспечения жилыми помещениями лиц, определенных в законе, в частности в Законе о милиции, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 30 Закона о милиции сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Таким образом, Законом о милиции органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым милиции.
При этом законодатель, обязав органы местного самоуправления обеспечить участковых уполномоченных милиции квартирами, не указал источник их финансирования.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.
Таким образом, положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно - правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Факт выплаты администрацией денежных средств на приобретение квартир уполномоченным участковым милиции: Бондарь Д.С. Наумова И.С., Юковой Ю.Г., Банькова Ю.М., Шелопугина А.Н., Спесивого А.Ю., Карпова А.А., Анохова А.Ф., Козминых Д.Ю., Евтина Д.В., Полищук В.С., Примак Д.П., Трешиной Е.С. подтверждается вступившими в законную силу судебными актами Ленинского районного суда г.Владивостока Приморского края, платежными поручениями, материалами дела.
В этой связи суды обоснованно удовлетворили исковые требования, взыскав за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ 31 735 121, 20 руб. на основании статей 16, 1069 и 1071 ГК РФ.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что расходы, понесенные администрацией в результате исполнения актов суда общей юрисдикции, подлежат взысканию с казны Российской Федерации в лице соответствующего органа - Министерства финансов Российской Федерации, являются правильными, соответствуют положениям действующего законодательства и материалам дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы, касающиеся несогласия с выводом судов об удовлетворении требования истца за счет средств казны Российской Федерации, поскольку Законом о милиции не предусмотрена компенсация стоимости жилья, предоставленного местными органами власти, из средств федерального бюджета и отсутствия оснований для возложения на Министерство финансов РФ ответственности, предусмотренной статьей 1069 ГК РФ, не принимаются во внимание судом кассационной инстанции, поскольку компенсация указанных расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом, что соответствует статьям 132, 133 Конституции Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.02.2005 N 58-О.
Его же довод о том, что Министерство внутренних дел РФ является главным распорядителем бюджетных средств, судом кассационной инстанции отклоняется, так как, исходя из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Доказательств того, что МВД РФ выделялись указанные средства, Министерством финансов РФ не представлено.
Поскольку арбитражными судами при принятии обжалуемых судебных актов правильно применены нормы материального права к установленным обстоятельствам дела, и нарушений норм процессуального права не установлено, то они отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.08.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу N А51-12491/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
С.Н.Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.