г. Хабаровск |
|
26 февраля 2013 г. |
А51-12974/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.К. Кургузовой
Судей: Е.П. Филимоновой, Г.В. Котиковой
при участии:
от заявителя: администрации города Владивостока - представитель Нейдлер А.И., доверенность от 10.01.2013, представитель Булдыгина Н.В., доверенность от 06.12.2012;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю - представитель Бессонов С.К., доверенность от 10.01.2013;
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" - представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Таис" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока
на решение от 15.08.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012
по делу N А51-12974/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Нестеренко Л.П., в суде апелляционной инстанций судьи Солохина Т.А., Пяткова А.В., Рубанова В.В.
По заявлению администрации города Владивостока
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис", общество с ограниченной ответственностью "Таис"
о признании недействительным решения
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 20 февраля 2013 года до 11 часов 10 минут.
Администрация города Владивостока (ОГРН 1022501302955, далее -администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН 1022502277170, далее - управление, антимонопольный орган) от 03.04.2012 N 7/08-2012.
Определением суда от 16.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" (далее - ООО "Гэллэри Сервис"), общество с ограниченной ответственностью "Таис" (далее - ООО "Таис").
Решением суда от 15.08.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012, отказано в признании незаконным решения управления от 03.04.2012 по делу N 7/08-2012 и обязании антимонопольный орган принять решение о прекращении рассмотрения дела N 7/08-2012, так как суды пришли к выводу о доказанности факта нарушения антимонопольного законодательства. В части требования о признании отсутствующим нарушения администрацией части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в бездействии по демонтажу незаконно установленных ООО "Гэллэри Сервис" рекламных конструкций (сити-формат на остановочных павильонах в г. Владивостоке), производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении требований, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права.
По мнению заявителя, судами не учтено, что в администрацию не поступали заявления хозяйствующих субъектов с просьбой провести торги в форме аукциона или конкурса, предоставить спорные рекламные места по договорам возмездного предоставления муниципальных рекламных мест, выдать разрешения на установку рекламных конструкций, администрация не отказывала хозяйствующим субъектам в заключении указанных договоров и в выдаче разрешений, не создавала препятствий хозяйствующим субъектам на рынке предоставления рекламных услуг в г. Владивостоке в реализации права на участие в торгах в форме аукциона или конкурса.
Также администрация указывает, что в соответствии с действующим законодательством ею осуществлены меры реагирования в отношении ООО "Гэллэри Сервис" по выявлению самовольно установленных рекламных конструкций на остановочных павильонах в г. Владивостоке, а именно: проведен осмотр с выездом на места установки рекламных конструкций, направлены предписания о необходимости осуществления демонтажа самовольно установленных рекламных конструкций. Кроме того, администрация ссылается на Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), муниципальный правовой акт г. Владивостока от 24.09.2007 N 89-МПА "Положение о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции и предоставлении рекламного места на территории города Владивостока", которыми не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по обращению в суд с искомыми заявлениями об обязании демонтировать самовольно установленные рекламные конструкции.
Управление в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в суде кассационной инстанции против доводов, изложенных в ней, возражают, считают судебные акты законными и обоснованными.
Участие в судебном заседании представителей администрации и управления обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением регулирования рекламной деятельности администрации г. Владивостока 12.12.2011 проведен аукцион на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в г. Владивостоке. По результатам аукциона между администрацией и ООО "Гэллэри Сервис" заключен договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в местах, указанных в предписаниях Управления регулирования рекламной деятельности г. Владивостока от 23.05.2011 N 57-31-1063 - 57-31-1081, 57-31-83 - 57-31-1096, за исключением мест, указанных в предписаниях от 23.05.2011 N 57-31-1088, 57-31-1089, 57-31-1091, 57-31-1095, 57-31-1096.
Исковые заявления о демонтаже указанных рекламных конструкций в местах указанных в предписаниях от 23.05.2011 N 57-31-1088, 57-31-1089, 57-31-1091, 57-31-1095, 57-31-1096 поданы в Арбитражный суд Приморского края 19.03.2012.
Управлением установлено, что с сентября 2011 года по декабрь 2011 года, а по отдельным рекламным конструкциям до 19 марта 2012 года, администрация не совершала всех необходимых действий, направленных на демонтаж выявленных ею незаконно установленных ООО "Гэллэри Сервис" рекламных конструкций, в связи с чем ООО "Гэллэри Сервис" в течение длительного срока имело возможность размещать наружную рекламу на остановочных павильонах, при этом не неся дополнительных затрат, которые оно бы понесло при покупке права заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Из вышеизложенного управление пришло к выводу, что ООО "Гэллери Сервис" в результате бездействия администрации г. Владивостока получило необоснованные преимущества перед иными хозяйствующими субъектами в осуществлении рекламной деятельности по размещению наружной рекламы на остановочных павильонах.
27.02.2012 управлением в отношении администрации возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Управление считает, что нарушения действующего законодательства со стороны администрации выразились в бездействии в части несовершения необходимых действий, направленных на демонтаж незаконно установленных ООО "Гэллэри Сервис" рекламных конструкций, что привело к ограничению конкуренции на рынке предоставления рекламных услуг в г. Владивостоке, поскольку ни один из хозяйствующих субъектов, кроме ООО "Гэллэри Сервис", не смог заниматься деятельностью по размещению наружной рекламы на остановочных павильонах, расположенных в местах, указанных в предписаниях Управления регулирования рекламной деятельности г. Владивостока от 23.05.2011 N 57-31-1063 - 57-31-1081, 57-31-83 - 57-31-1096.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства управлением 03.04.2012 принято решение N 7/08-2012, согласно которому признан факт нарушения администрацией города Владивостока части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с указанным решением управления, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктами 2.1.2 и 2.1.4, 4.2.6 Положения об управлении регулирования рекламной деятельности администрации г. Владивостока, утвержденного постановлением Главы администрации г. Владивостока от 27.03.2007 N 1692, целями и обязанностями управления регулирования рекламной деятельности администрации, как структурного подразделения администрации являются реализация требований законов Российской Федерации, Приморского края, нормативных актов Думы и администрации г. Владивостока по вопросам, касающимся наружной рекламы, а также контроль за размещением на территории Владивостокского городского округа рекламных конструкций.
В соответствии с частью 22 статьи 19 Закона о рекламе при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
На основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ судами дана оценка бездействию администрации, которая обязана решать вопросы местного значения исходя из интересов населения, контролировать порядок размещения рекламных конструкций.
С учетом установленных обстоятельств, а также положений вышеупомянутых правовых норм, суды пришли к выводу о том, что бездействие администрации создало возможность ООО "Гэллэри Сервис" воздействовать в одностороннем порядке на общие условия размещения наружной рекламы на указанном рынке, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на данном товарном рынке, обоснованно отказав администрации в признании оспариваемого решения антимонопольного органа недействительным.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к переоценке выводов судов, касающихся установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, и в силу статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.08.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу N А51-12974/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Е.П. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.