г. Хабаровск |
|
17 апреля 2013 г. |
А51-11759/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.А. Логвиненко
Судей: Г.А. Камалиевой, И.А. Тарасова
при участии:
от участвующих в деле лиц представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Владивостока
на решение от 03.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012
по делу N А51-11759/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции: - судья Н.А. Плеханова,
в суде апелляционной инстанции - судьи: Н.Н. Анисимова, Г.М. Грачев, О.Ю. Еремеева
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Капитал Дело Аудит"
к Администрации г. Владивостока
о признании незаконным решения органа местного самоуправления
Общество с ограниченной ответственностью "Капитал Дело Аудит" (ОГРН 1122537000520; 690035, г. Владивосток, ул. Калинина, 19, кв. 35, далее - ООО "Капитал дело аудит", Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным решения комиссии администрации города Владивостока по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Владивостока (ОГРН 1022501302955; 690091, г. Владивосток, Океанский проспект, 20, далее - Администрация, Муниципальный орган), об отказе в предоставлении субсидии Обществу на возмещение части затрат, связанных с регистрацией юридического лица и началом предпринимательской деятельности, оформленного протоколом 28.05.2012 N 33, и об обязании комиссии принять решение по заявлению от 14.03.2012 о предоставлении субсидии в срок, предусмотренный Порядком оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Владивостока, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта, утвержденного постановлением главы города Владивостока от 01.07.2009 N 711 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке на 2009-2012 годы" (далее - Постановление N 711, Порядок оказания финансовой поддержки).
Решением суда от 03.10.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое решение Администрации, оформленное протоколом от 28.05.2012 N 33, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "Капитал Дело Аудит" в сфере осуществления предпринимательской деятельности, и на этом основании признано незаконным.
При этом, в целях устранения нарушений прав юридического лица суды, в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязали Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения по заявлению от 14.03.2012 о предоставлении последнему соответствующей субсидии.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование своих доводов указывает на то, что оспариваемое Обществом решение, оформленное протоколом, является документом на основании, которого управлением экономики и развития предпринимательства администрации города Владивостока (далее - Управление экономики, Уполномоченный орган) было направлено уведомление об отказе в предоставлении запрашиваемой субсидии, что не нарушает установленный порядок рассмотрения заявления о предоставлении субсидий субъектам малого предпринимательства на территории города Владивостока. По мнению Администрации, судами не учтен тот факт, что решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении субсидий принимается коллегиальным органом - Комиссией (далее-Комиссия) и утверждается постановлением Администрации города Владивостока. Также, заявитель кассационной жалобы считает, что у Комиссии, в силу прямого указания пункта 4.10 Порядка оказания финансовой поддержки, после устранения замечаний отсутствовали основания для принятия повторного решения об устранении замечаний, в связи с чем решение об отказе в предоставлении субсидии было принято обоснованно. К тому же, с учетом внесения изменений в действующий Порядок оказания финансовой поддержки, основания для предоставления субсидии, исходя из расчета размера субсидии, подготовленного без учета внесенных изменений, у Комиссии также отсутствовали.
Кроме того, Администрация указывает на неправильный вывод суда апелляционной инстанции о том, что у Уполномоченного органа имелись основания и возможность для внесения в требование от 28.04.2012 N 45 такого замечания, как предоставление расчета размера субсидии, с учетом внесенных изменений в действующий Порядок оказания финансовой поддержки, приводя соответствующие доводы в свое обоснование.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возражает относительно доводов, содержащихся в ней, и поясняет свою позицию в рассматриваемом деле. Кроме того, полагает, что утверждение Администрации о невозможности повторного направления заявителю требования об устранении замечаний не соответствует действительности, поскольку Порядок оказания финансовой поддержки не содержит запрета на повторное направление заявителю требования об устранении замечаний, тем более при условии, когда в процессе рассмотрения заявления на предоставление субсидии происходят изменения непосредственно в самом документе - Порядке оказания финансовой поддержки.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Постановлением N 711 утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке на 2009-2012 годы". В рамках указанной программы Общество 14.03.2012 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с регистрацией юридического лица и началом предпринимательской деятельности, с приложением к нему пакета необходимых документов.
Требованием об устранении замечаний от 28.04.2012 N 45 ООО "Капитал Дело Аудит" было предложено устранить допущенные в представленных документах недостатки в срок до 15.05.2012, в ответ на которое Общество письмом от 11.05.2012 направило в адрес Муниципального органа исправленные документы.
Письмом от 29.05.2012 N 14165/4 Администрация направила в адрес Общества уведомление о принятом решении (протокол от 28.05.2012 N 33) об отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой арендных платежей по действующим договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, по причине неверного расчета размера субсидии по форме N 11 (подпункт 2.2 Приложения N 2 Программы).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "Капитал Дело Аудит" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое решение Муниципального органа противоречит требованиям действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N 209-ФЗ), поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
В силу пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) принятие и организация выполнения программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования относится к одному из основных полномочий органов местного самоуправления.
Из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В целях обеспечения благоприятных условий для создания, развития и устойчивой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства как основы социально-экономического развития города Владивостока Постановлением N 711 утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке на 2009-2012 годы".
В приложении N 2 Программы утвержден Порядок оказания финансовой поддержки.
Пункт 1.2.6 указанного Порядка к одному из видов финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства относит возмещение части затрат (планируемых и (или) фактически произведенных) субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), связанных с регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимателя, началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) в виде грантов.
Условия, критерии и необходимый пакет документов для предоставления указанной финансовой поддержки регламентированы в пункте 3.6 Порядка оказания финансовой поддержки.
Согласно пункту 3.6.4 данного Порядка, для получения субсидии на возмещение части спорных затрат в составе прочих документов необходимо представить расчет размера субсидии согласно форме N 8.
При этом в пункте 4.4 этого правового акта предусмотрено, что уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявлений в АСЭД "Дело" организует работу по проверке документов заявителей на соответствие условиям и требованиям настоящего Порядка. По итогам проверки уполномоченный орган составляет письменное заключение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии по каждому пакету документов, при ненадлежащем оформлении или некомплектности документов заявителей составляет письменное заключение об устранении замечаний.
По правилам пункта 4.10 Порядка оказания финансовой поддержки в случае принятия комиссией решения об устранении замечаний уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия комиссией решения готовит письменное требование об устранении замечаний и направляет каждому заявителю по электронной почте, посредством использования факсимильной связи или вручает заявителю под роспись. Заявители в течение 10 рабочих дней представляют в уполномоченный орган документы с устраненными замечаниями. В случае не устранения замечаний субъектом малого и среднего предпринимательства комиссией принимается решение об отказе в предоставлении субсидий.
Из материалов дела усматривается, что представленное Обществом заявление о предоставлении субсидии с приложением к нему обосновывающих документов от 14.03.2012 было рассмотрено Уполномоченным органом, по результатам которого в адрес заявителя направлено требование об устранении замечаний от 28.04.2012 N 45.
Во исполнение данного требования ООО "Капитал Дело Аудит" в установленный срок устранило отмеченные в требовании недостатки, и 11.05.2012 направило в адрес Уполномоченного органа отредактированные и исправленные с учетом замечаний дополнительные документы.
В соответствии с разделом 4 Порядка оказания финансовой поддержки решение о предоставлении субсидии, либо решение об отказе в предоставлении субсидии, либо решение об устранении замечаний принимается коллегиально комиссией по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Владивостока. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комиссии.
В случае принятия комиссией решения об отказе в предоставлении субсидии уполномоченный орган администрации города Владивостока - управление экономики и развития предпринимательства администрации города Владивостока, направляет заявителю письменное уведомление об отказе в предоставлении субсидий.
В силу пункта 2.2 Порядка оказания финансовой поддержки в оказании поддержки должно быть отказано, если:
- представленные документы субъекта малого и среднего предпринимательства не соответствуют условиям и требованиям настоящего Порядка (некомплектность и ненадлежащее оформление представленных документов, в случае не устранения замечаний субъектом малого и среднего предпринимательства согласно подпункту 4.10 настоящего Порядка);
- представлены недостоверные сведения и документы;
- ранее в отношении заявителя принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
- с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства, допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Как установлено судами, на момент обращения Общества в Уполномоченный орган с заявлением о предоставлении субсидии Постановление N 711 действовало в редакции от 26.01.2012, в силу которой пункт 3.6.2 Порядка оказания финансовой поддержки предусматривал, что субсидии на возмещение части затрат предоставляются единовременно из расчета 90 процентов планируемых и (или) фактически произведенных затрат. Постановлением главы города Владивостока от 27.04.2012 N 1659 в действующую редакцию указанного Порядка были внесены изменения, согласно которым субсидии на возмещение части затрат предоставляются единовременно из расчета 85 процентов планируемых и (или) фактически произведенных затрат.
Указанное постановление было опубликовано в газете "Владивосток" 01.05.2012 и, соответственно, вступило в законную силу с данного времени.
В связи с изменениями процентного соотношения затрат, возмещаемых в рамках заявленной субсидии, Уполномоченным органом посредством электронной почты было направлено предложение от 25.05.2012 о представлении Обществом переделанного расчета субсидии исходя из 85% от суммы фактических и планируемых затрат к утру понедельника 28.05.2012.
Поскольку ООО "Капитал Дело Аудит" не представило переделанный расчет субсидии, Комиссия на своем заседании 28.05.2012, рассмотрев имеющиеся документы, приняла решение об отказе в предоставлении субсидии и направлении в адрес Общества соответствующего уведомления. Результаты решения оформлены протоколом N 33
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Администраций, в нарушение пункта 4.10 Порядка оказания финансовой поддержки, не был предоставлен Обществу десятидневный срок для устранения замечаний и направления в Уполномоченный орган документов с исправленным расчетом субсидии на основании внесенных изменений в местный правовой акт. При этом, судом апелляционной инстанции правомерно указано в судебном акте на то обстоятельство, что Комиссия необоснованно посчитала, что Общество в нарушение пункта 2.2 Порядка оказания финансовой поддержки не устранило выявленные замечания, что и послужило основанием для принятия оспариваемого решения, так как замечание в виде неправильно произведенного расчета субсидии не было указано в требовании от 28.04.2012 N 45.
В этой связи не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы, оспаривающие названные выводы судов со ссылками на соответствующие нормы права, регулирующие спорные отношения, как несостоятельные в правовом смысле и не соответствующие установленным судами по настоящему делу фактическим обстоятельствам.
Доводы Администрации относительно невозможности повторного принятия решения об устранении замечаний со стороны Общества, а также ее ссылки на допущенные опечатки в уведомлении Уполномоченного органа об основаниях предоставления субсидии были предметом исследования апелляционной инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка в полном соответствии с требованиями статей 71 и 271 АПК РФ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что суды сделали правильный вывод о нарушении оспариваемым решением законных прав и интересов Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку незаконным решением ограничено его право на получение субсидии из муниципального бюджета по возмещению части затрат, связанных с регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимателя, началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) в виде грантов.
В целях устранения нарушений прав юридического лица, суды обеих инстанций правомерно признали возложение обязанности о принятии решения по заявлению о предоставлении субсидии соразмерным способом устранения нарушения прав и законных интересов Общества. При этом, суды не вышли за пределы своей компетенции и действовали в рамках требований главы 24 АПК РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 03.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу N А51-11759/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.А. Логвиненко |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.