г. Хабаровск |
|
25 марта 2013 г. |
А51-13818/2012 |
Резолютивная часть постановления от 20 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Трофимовой О.Н.
Судей: Голикова В.М., Панченко И.С.
при участии
от заявителя: ИП Лозовой В.П. - представитель не явился;
от администрации г.Владивостока - представитель не явился;
управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока - представитель не явился;
рассмотрел кассационную жалобу администрации г.Владивостока
на решение от 10.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012
по делу N А51-13818/2012
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Голоузова О.В., в апелляционном суде судьи: Еремеева О.Ю., Анисимова Н.Н., Грачёв Г.М.
По заявлению индивидуального предпринимателя Лозовой Виктории Павловны
к администрации г.Владивостока, управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока
о признании незаконным решения, оформленного письмом N 17436д от 05.05.2012
Индивидуальный предприниматель Лозовая Виктория Павловна (ОГРНИП 312254301900041, далее - предприниматель, ИП Лозовая В.П.) обратилась в Арбитражный суд с заявлением к администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, место нахождения: 690950, г.Владивосток, Океанский проспект,20, далее - администрация), управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ОГРН 1092536003812, место нахождения: 690000, г.Владивосток, Партизанский проспект,20, далее - управление градостроительства, УГА г.Владивостока) о признании незаконным решения, оформленного письмом N 1743д от 05.05.2012, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 540 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Фадеева,16, на кадастровом плане соответствующей территории для целей, не связанных со строительством: размещения объекта бытового обслуживания, и об обязании управления градостроительства утвердить и выдать схему расположения спорного земельного участка.
Решением суда от 10.10.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе администрации, которая просит их отменить, сославшись на нарушение судами норм материального права, а именно: статей 34, 89 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и принять по делу новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
ИП Лозовая В.П. и УГА г.Владивостока отзывы на жалобу не представили и явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, как и администрация, хотя они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.04.2011 предприниматель обратилась в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) с заявлением (входящий N 29-9818) о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Фадеева, 14-16, для целей, не связанных со строительством, - под объект бытового обслуживания. К заявлению были приложены следующие документы: кадастровый план территории, схема с отмеченными границами земельного участка, регистрационные документы предпринимателя.
Письмом от 13.12.2011 N 29/06/02-13/23265 департамент направил обращение предпринимателя в администрацию г. Владивостока.
20.12.2011 предприниматель представила в УГА г. Владивостока схему расположения земельного участка, ситуационный план, каталог координат вершин, а также топографическую съемку земельного участка.
Письмом от 23.01.2012 N 17436д администрация г.Владивостока предложила заявителю откорректировать схему размещения земельного участка в связи с наложением на смежный земельный участок.
14.02.2012 предпринимателем представлена в УГА г.Владивостока откорректированная схема расположения земельного участка и документы к ней (входящий N 17436д(11)).
Письмом от 05.05.2012 N 17436д администрация г. Владивостока отказала заявителю в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка со ссылкой на его нахождение в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Не согласившись с данным отказом, посчитав его нарушающим права и законные интересы предпринимателя, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды правомерно исходили из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьи 34 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 34 ЗК РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 4 статьи 34).
Исходя из пунктов 4.16, 4.17, 4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением Думы города Владивостока от 03.04.2009 N 259, к полномочиям управления градостроительства относятся обеспечение выбора земельного участка, подготовка информационного сообщения для населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу пункта 2.3 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утверждённого постановлением администрации г.Владивостока от 27.12.2010 N 1596 (далее по тексту - Регламент), результатом предоставления услуги является:
1) издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
2) отказ в предоставлении услуги.
Пункт 2.8 Регламента устанавливает основания для отказа в предоставлении услуги, каковыми являются:
неуказание в заявлении цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю;
несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Как видно из материалов дела, обращаясь в департамент как в надлежащий орган государственной власти с заявлением от 22.04.2011 о предоставлении земельного участка, предприниматель указала испрашиваемое право на землю - аренда сроком на 3 года, предполагаемые размеры участка - ориентировочная площадь 1500 кв.м и местоположение - в районе ул.Фадеева, 14-16, цель использования земельного участка - для целей, не связанных со строительством - под объект бытового обслуживания. К заявлению был приложен кадастровый план территории, схема с отмеченными границами земельного участка, а также регистрационные документы предпринимателя.
В связи с изложенным, суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявление предпринимателя соответствовало требованиям, предусмотренным статьей 34 ЗК РФ, поэтому у администрации отсутствовали предусмотренные пунктом 2.8 Регламента основания для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Также правомерно судами не признана обоснованной для отказа в утверждении схемы спорного земельного участка ссылка администрации на то обстоятельство, что данный земельный участок находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, в том числе электрических сетей, и на него распространяются запреты, установленные для охранных зон объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 000 вольт подпунктом "б" пункта 9 раздела III Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, поскольку администрацией, в нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представлены доказательства, что охранная зона, в которой находится испрашиваемый предпринимателем земельный участок, установлена в отношении электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт.
Таким образом, расположение спорного земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций не препятствует составлению и утверждению схемы размещения испрашиваемого участка, поскольку вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка заявителю будет разрешаться с учетом, в том числе составленной и утвержденной схемы расположения земельного участка.
При этом, судами также учтены положения статьи 27 ЗК РФ, устанавливающей ограничения оборотоспособности земельных участков, в соответствии с которыми земельные участки, на которых расположены объекты электросетевого хозяйства, не включены в перечень земельных участков, изъятых из оборота.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценивались при апелляционном рассмотрении и получили надлежащую правовую оценку, то у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 АПК РФ, отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств дела. Судами также не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых судебных актов, поэтому кассационная жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 по делу N А51-13818/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Трофимова О.Н. |
Судьи |
Голиков В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.