г. Хабаровск |
|
19 марта 2013 г. |
А24-3412/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.В.Цирулик
Судей: Я.В.Кондратьевой, Е.К.Яшкиной
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича
на решение от 12.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013
по делу N А24-3412/2012
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Н.Довгалюк; в суде апелляционной инстанции судьи: А.В.Гончарова, Г.М.Грачев, Н.Н.Анисимова
По иску индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича
к Департаменту градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского округа, Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края
об оспаривании бездействий государственных органов
Индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич (ОГРНИП 305410109000036) (далее - ИП Восканян М.Ж., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлениями:
- о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (ОГРН 1084101000147, адрес (место нахождения): 683032, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Пограничная, 19, 409) (далее - Министерство), выразившегося в несвоевременном рассмотрении заявления от 10.05.2012 о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, 10 километр район магазина "Камси"; об обязании Министерство принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - здания магазина на земельном участке площадью 300 кв.м по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, 10 километр район магазина "Камси" на праве аренды (дело N А24-3412/2012);
- о признании незаконным бездействия Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1094101003710, адрес (место нахождения): 683000, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Советская, 22) (далее - Департамент), выразившегося в нерассмотрении в установленный законом срок заявления от 10.05.2012 о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения здания торгового магазина по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, 10 км, район магазина "Камси"; обязании Департамент оформить результат выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства (дело N А24-3191/2012).
Определением суда от 27.09.2012 вышеуказанные дела объединены в одно производство с присвоением делу N А24-3412/2012.
Решением суда от 12.10.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, ИП Восканян М.Ж. просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином судебном составе. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, в том числе: статей 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), статей 29-31 Земельного кодекса РФ, статей 8, 131, 223 ГК РФ. Заявитель полагает, что нерассмотрение уполномоченными органами в месячный срок заявления предпринимателя от 10.05.2012 по существу, противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы.
Департамент и Министерство в отзывах на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонили и просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.05.2012 предприниматель обратился в Министерство с заявлением о выборе земельного участка для строительства примерной площадью 300 кв.м и предварительном согласовании места размещения объекта - здание магазина с предполагаемым местом размещения: Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, 10 км, район магазина "Камси".
Министерство направило письмо от 01.06.2012 N 03/4253-01-08 в адрес Департамента с просьбой осуществить выбор земельного участка для строительства по вышеназванному заявлению предпринимателя с учетом градостроительных и иных условий использования данной территории, о чем сообщило предпринимателю.
Не получив ответ в течение месяца, предприниматель оспорил в арбитражный суд бездействие Министерства и Департамента, выразившееся в нерассмотрении уполномоченными органами по существу заявления от 10.05.2012 в срок, установленный статьями 10, 12 Закона N 59-ФЗ.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что согласно статье 2 Закона Камчатского края от 22.11.2010 N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого значения Петропавловске-Камчатском" и Положению о Министерстве имущественных и земельных отношений Камчатского края, утвержденному Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 17.02.2010 N 710 лицом, осуществляющим полномочия собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является Министерство. В связи с чем суды пришли к выводу о том, что на основании пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ Министерство обязано было рассмотреть заявление предпринимателя о выборе земельного участка от 10.05.2012 и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта по утверждению акта о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо об отказе в размещении объекта.
Процедура выбора земельного участка для строительства, в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, урегулирована статьей 31 Земельного кодекса РФ. Начинается эта процедура с заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в котором указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
На основании пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Вместе с тем, как верно указано судами со ссылкой на пункт 2 статьи 1 Закона N 59-ФЗ, установленный таким нормативно-правовым актом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Как следует из заявления предпринимателя, его требования направлены на получение документов, необходимых для оформления прав на земельный участок.
Порядок рассмотрения обращений граждан по вопросу оформления прав на земельный участок предусмотрен Земельным кодексом РФ. При этом объем необходимой информации для оформления конкретного вида права (аренда, собственность) на земельный участок и процедура ее получения определяется с учетом тех правовых норм земельного законодательства, которые подлежат применению в конкретном случае.
Поскольку положениями статей 29-31 Земельного кодекса РФ сроки рассмотрения государственным органом и органом местного самоуправления заявлений граждан (индивидуальных предпринимателей) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не установлены, суды, согласно части 6 статьи 13 АПК РФ, пришли к правомерному выводу о возможности применения к рассматриваемым правоотношениям положения Закона N 59-ФЗ по аналогии, но с учетом положений Земельного кодекса РФ, регламентирующих порядок рассмотрения заявлений о выборе земельного участка для строительства.
В соответствии со статьей 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В рассматриваемом споре принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в его размещении по правилам статьи 29 Земельного кодекса РФ должна предшествовать процедура выбора земельного участка, осуществляемая Департаментом в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
При исследовании и оценке имеющихся в материалах дела доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что Министерство направило в Департамент письмо об обеспечении выбора земельного участка, в соответствии с порядком, установленным пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня получения заявления ИП Восканяна М.Ж. от 10.05.2012. Ответ на данное обращение был получен Министерством 05.07.2012 (согласно штампу входящей корреспонденции) и требовал уточнения содержащихся в нем сведений. В связи с этим Министерством был направлен дополнительный запрос в Департамент (письмо от 25.07.2012 N 06/5787-01-08) и в Комитет (письмо от 10.08.2012 N 06/6280-01-08). При получении всех необходимых
сведений, Министерством принято соответствующее решение об отказе в выборе земельного участка (письмо от 06.09.2012 N 03/6934-01-09).
Оценив данные обстоятельства, арбитражные суды пришли к правомерному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих факт бездействия как Министерства, так и Департамента по рассмотрению обращения предпринимателя от 10.05.2012, что исключает удовлетворение требований предпринимателя, предъявленных в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального и процессуального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, судом кассационной инстанции во внимание не принимаются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 12.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 по делу N А24-3412/2012 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Восканяну Мгеру Жораевичу из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 100 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 20.09.2012.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В.Цирулик |
Судьи |
Я.В.Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.