г. Хабаровск |
|
28 мая 2013 г. |
А51-27462/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: С.Н.Новиковой
Судей: С.А.Логвиненко, Л.Б.Шариповой
при участии:
от лиц участвующих в деле представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 20.12.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013
по делу N А51-27462/2012
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.А.Левченко, в суде апелляционной инстанции судьи: С.М.Синицына, А.В.Ветошкевич, С.Б.Култышев
По иску администрации Партизанского городского округа
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о возмещении расходов
Администрация Партизанского городского округа (далее - администрация, ОГРН 10225008002026, адрес (место нахождения): Приморский край, г.Партизанск, ул.Ленинская, 26, А) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, адрес (место нахождения): 109097, г.Москва, ул.Ильинка 9, СТР.1) в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю; ОГРН 1022501312041; адрес (место нахождения): Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 69) о возмещении за счет казны Российской Федерации убытков в размере 969 023 руб., связанных с предоставлением жилого помещения.
Решением от 20.12.2012 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации взыскано 969 023 руб.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФК по Приморскому краю приводит доводы об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца, поскольку незаконных действий или бездействия на основании статей 1069, 1071 ГК РФ со стороны ответчика не установлено. Считает, что закон не предусматривает возможности компенсации стоимости жилых помещений органом местного самоуправления за счет средств федерального бюджета. Полагает, что настоящий спор не подведомствен арбитражному суду.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для их отмены не установил.
Как следует из материалов дела вступившим в законную силу решением от 29.01.2010 Партизанского городского суда Приморского края удовлетворены требования Цюпака О.В. к администрации Партизанского городского округа о признании за ней и членами ее семьи право пользования жилым помещением: квартирой N 13, расположенной в доме N 14Б по улице Мирошниченко в городе Партизанске, на условиях договора социального найма жилого помещения.
Впоследующем, названная квартира в порядке приватизации передана в долевую собственность Цюпака О.В., Цюпака А.В., Цюпака Л.А. постановление администрации Партизанского городского округа Приморского края N 106-па "О передаче жилых помещений в собственность граждан", договор от 28.02.2011 N 12963. Переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке.
Администрация, полагая, что расходы, связанные с предоставлением спорной квартиры военнослужащему и членам его семьи, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением.
Пунктами 1, 2 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 19 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
Из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что финансирование на предоставление жилого помещения военнослужащим относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.
Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Таким образом, расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия Федерального закона "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
В соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.
Установив факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанностей по обеспечению жильем военнослужащих, а также размер понесенных администрацией расходов и причинно-следственную связь между этими обстоятельствами, суды правомерно пришли к выводу об удовлетворении искового требования. При этом судом проверен размер расходов сумме 969 023 руб. и, с учетом заключения специалиста от 23.10.2012 N 095А-10/12 о рыночной стоимости двухкомнатной квартиры на вторичном рынке жилья в районе дома ул.Мирошниченко, 14Б в г.Партизанске признан обоснованным.
Довод заявителя о неподведомственности дела арбитражному суду подлежит отклонению. Требования истца о возмещении расходов основаны на нормах гражданского законодательства и Федерального закона "О статусе военнослужащих", поэтому в силу статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный спор является подведомственным арбитражному суду (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.12.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 по делу N А51-27462/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Н.Новикова |
Судьи |
С.А.Логвиненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.