г. Хабаровск |
|
28 мая 2013 г. |
А59-3663/2012 |
Резолютивная часть постановления от 22 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Панченко И.С.
Судей: Голикова В.М., Суминой Г.А.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Паллада" - представитель не явился;
от Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Паллада"
на решение от 12.11.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013
по делу N А59-3663/2012
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.Н. Шестопал, в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Гончарова, Н.Н. Анисимова, Е.Н. Номоконова
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Паллада"
к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области
о признании незаконным решения
По окончании объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перерыва судебное заседание продолжено.
Общество с ограниченной ответственностью "Паллада" (далее - ООО "Паллада", общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее - министерство) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 04.07.2010 N 04-3602/12, об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, расположенного в г. Южно-Сахалинске, планировочный район Луговое, ул. 2-ая Набережная, д.15 ориентировочной площадью 1 185 кв.м. для строительства склада.
Решением арбитражного суда от 12.11.2012, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013, в удовлетворении требований общества отказано. Судебные акты мотивированы тем, что министерство в соответствии с нормами земельного законодательства, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в сфере земельных отношений, правомерно отказало в выборе и предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка.
На данные судебные акты ООО "Паллада" подана кассационная жалоба, в которой предложено их отменить. По мнению заявителя жалобы, судом сделаны ошибочные выводы об отсутствии у министерства полномочий по выбору земельного участка, а выводы о том, что полномочиями по обеспечению выбора земельного участка наделен Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска (далее - ДАГУН г.Южно-Сахалинска) как орган местного самоуправления, не мотивированы в надлежащем порядке.
В отзыве на жалобу министерство отклоняет ее доводы, считает, что судебные акты как законно принятые не подлежат отмене.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как показала проверка установленных арбитражным судом обстоятельств дела, в министерство с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта 02.05.2012 обратилось ООО "Паллада" с просьбой произвести выбор земельного участка ориентировочной площадью 1 185 кв.м., расположенного в городе Южно-Сахалинске, планировочный район Луговое, ул. 2-ая Набережная, д.15 и осуществить предварительное согласование места размещения объекта - склад в полностью закрытом строении.
Министерство, обосновывая изложенный в письме от 04.07.2012 N 04-3602/12 отказ в выборе испрашиваемого земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на этом земельном участке, сослалось на полученную от ДАГУН г.Южно-Сахалинска согласно его письму от 29.05.2012 N 4906-014/012 информацию, содержащую следующее.
В соответствии с генпланом пос.Луговое испрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки, а в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" нормативный размер санитарно-защитной зоны для складов составляет 50 м., в границах санитарно-защитных зон размещение жилой застройки не допускается, фактически испрашиваемый земельный участок примыкает к существующей жилой застройке.
Общество в судебном порядке оспорило названное выше решение министерства, полагая, что оно не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Арбитражный суд, рассмотрев заявленные требования, пришел к выводам, о том, что министерство, как орган государственной власти, не наделено полномочиями по проведению работ по оформлению акта о выборе земельного участка для строительства, а также по согласованию предварительно места размещения объекта без утверждения акта выбора земельного участка.
Выводы судов обеих инстанций основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих вопросы в сфере земельных правоотношений, в данном случае - по выбору земельного участка и согласования места размещения объекта.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования в суде кассационной инстанции, но отклонены как лишенные правового обоснования, тогда как суды правомерно руководствовались положениями статей 29, 30 (часть 5), 31 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в порядке, определенном в пункте 5 статьи 30 ЗК РФ, включающим, в том числе выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Суды обеих инстанций, обосновывая выводы со ссылкой на приведенные нормоположения закона, указали на то, что предварительное согласование места размещения объекта строительства производится путем утверждения акта о выборе земельного участка. Указанное действие производит исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от того, в какой из этих органов с заявлением о предоставлении земельного участка обращался заявитель. В случае неутверждения акта выбора земельного участка или его несоставления, по причине невозможности определения вариантов размещения объекта, принимается решение об отказе в размещении объекта.
При этом выбор земельного участка, который завершается составлением акта выбора земельного участка, относится к исключительным полномочиям органа местного самоуправления, полномочия которого в этой части в городе Южно- Сахалинске выполняет ДАГУН.
В соответствии со статьями 1 и 2 Закона Сахалинской области от 20.02.2008 N 6-ЗО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Южно-Сахалинск"", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе "Город Южно-Сахалинск", осуществляется органом исполнительной власти Сахалинской области, определяемым администрацией Сахалинской области.
Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, указанными в статье 1 настоящего Закона, устанавливается администрацией Сахалинской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением администрации Сахалинской области от 05.03.08 N 137-ра, Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе "город Южно-Сахалинск".
Постановлением Правительства Сахалинской области от 15.11.2010 N 552 утвержден Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, в муниципальном образовании городской округ "Город Южно-Сахалинск" (за исключением земельных участков, относящихся к землям лесного фонда) (далее - Порядок).
Проанализировав процедуру, прописанную в указанном Порядке, о предоставлении земельных участков, суды установили, что к полномочиям министерства в рамках процедуры выбора земельного участка относится только проверка представленных ДАГУН г.Южно-Сахалинска материалов на наличие полного комплекта документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, одним из которых должен быть акт выбора земельного участка для строительства и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта путем утверждения акта выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта, в том числе, если такой акт выбора ДАГУН г. Южно-Сахалинска министерству не представлен.
Отсюда выводы суда о том, что министерство не наделено полномочиями по проверке законности действий ДАГУН г. Южно-Сахалинска относительно обоснованности отказа в предоставлении акта выбора земельного участка соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам ЗК РФ.
Не оспаривая по существу выводы судов о том, что министерство не наделено полномочиями по согласованию предварительного места размещения объекта без утверждения акта выбора земельного участка, заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом о полномочиях органа местного самоуправления, в данном случае - ДАГУН г.Южно-Сахалинска.
Также выводы опровергаются возложенными на ДАГУН г.Южно-Сахалинска как на орган местного самоуправления полномочиями, предусмотренными Положением о департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, утвержденным Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 05.08.2010 N 1438 (далее - Положение). Пунктом 3.1.7 данного Положения закреплено, что ДАГУН г.Южно-Сахалинска: обеспечивает в установленном порядке информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства, участвует в организации и проведении референдумов по вопросам в области градостроительной деятельности, а также обеспечивает в установленном порядке проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности.
К полномочиям ДАГУН г.Южно-Сахалинска пунктом 3.1.21 Положения отнесено следующее: является органом, уполномоченным на согласование, утверждение и выдачу физическим и юридическим лицам, исполнительным органам государственной власти схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для проведения кадастровых работ на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" и для иных целей;
Исполнение иных функций, связанных с осуществлением деятельности в области земельных отношений, прописано пунктом 3.2.11 Положения.
Таким образом, в городском округе "Город Южно-Сахалинск" полномочия органов местного самоуправления по выбору земельного участка для строительства, как это определено статьей 31 (пункты 2, 3, 5) ЗК РФ, осуществляет, в том числе ДАГУН г.Южно-Сахалинска.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что ДАГУН г.Южно-Сахалинска на законных основаниях своим письмом от 29.05.2012 N 4906-014/012 уведомил министерство о невозможности проведения работ по выбору испрашиваемого земельного участка для размещения на нем строительных объектов и невозможности оформления и направления акта о выборе земельного участка, а при отсутствии в министерстве решения об утверждении акта выбора земельного участка и кадастрового паспорта спорного земельного участка, в соответствии пунктом 8 статьи 31, пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ, последнее не вправе принимать решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду для целей строительства.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов обеих инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основанными на правильном применении судом норами материального права, которые отвечают правилам доказывания и оценки доказательств, в их совокупности и взаимной связи.
Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат правовых и фактических обстоятельств дела, указывающих на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, основания для отмены решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.11.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 по делу N А59-3663/2012 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.С. Панченко |
Судьи |
В.М. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.