г. Хабаровск |
|
28 мая 2013 г. |
А73-12283/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Гребенщикова С.И.
Судей: Красковской О.Г., Яшкиной Е.К.
при участии
от истца: Андриенко О.В., представитель по доверенности без номера от 23.04.2013
от ответчиков: представители не явились
рассмотрел кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 29.11.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013
по делу N А73-12283/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Луговая И.М., в апелляционном суде судьи Гетманова Т.С., Михайлова А.И., Ротарь С. Б.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Стройсистема-УПТК"
к администрации города Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска
о признании незаконным решения и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с учетом льготы
Общество с ограниченной ответственностью "Стройсистема-УПТК" (ОГРН 1082724003174; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Воронежская, 3; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации г. Хабаровска (ОГРН 1032700305978; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - администрация) и Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (ОГРН 1032700332587; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - Департамент) о признании незаконным решения об отказе, выраженного в письме Департамента от 04.09.2012 N 8484/19-04, в применении при расчете выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:1329 общей площадью 9 296 кв.м, расположенного по ул. Воронежской, 3 в г. Хабаровске, льготной цены в размере 2,5% от его кадастровой стоимости и о возложении на Департамент обязанностей заключить с обществом договор купли-продажи данного земельного участка и произвести расчет его выкупной стоимости в указанном размере в течение 1 календарного месяца с момента вступления судебного акта в законную силу (с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Заявленные требования обоснованны тем, что на испрашиваемом земельном участке находятся принадлежащие обществу объекты недвижимости, ранее отчужденные из муниципальной собственности. Поэтому в данном случае продажа такого участка должна осуществляться по цене, определяемой по правилам пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Решением суда от 29.11.2012, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 без изменения, требования общества к Департаменту удовлетворены полностью по мотиву доказанности факта отчуждения из муниципальной собственности принадлежащих в настоящее время истцу зданий, что является достаточным основанием для выкупа земельного участка по льготной цене. Администрация признана судами ненадлежащим ответчиком, в связи с чем иск к ней отклонен.
В кассационной жалобе Департамент выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами и считает их подлежащими отмене. В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены доводы о том, что объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом обществом земельном участке, не приватизировались и были переданы муниципальным образованием в 2002 году некоммерческой организации "Фонд жилищного строительства администрации города Хабаровска" в качестве имущественного взноса, поэтому в данном случае, по мнению Департамента, положения пункта 1 статьи 2 Вводного закона не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.
Общество в отзыве на кассационную жалобу считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а приведенные в жалобе доводы несостоятельными. При этом ссылается на сложившуюся единообразную судебную арбитражную практику по аналогичным спорам и обращает внимание, что применение льготной цены выкупа земельных участков распространяется не только на случаи приватизации государственного или муниципального имущества, но и на иные способы его отчуждения, предусмотренные действующим законодательством.
От администрации отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве на нее. От Департамента и администрации поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не имеется.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, обществу на праве собственности принадлежат 6 объектов недвижимого имущества (административно-производственное, лит. А; склад, лит. В; склад-навес, лит. Г; склад, лит. Д; склад, лит. Е; склад-гараж, лит. К), которые ранее находились в муниципальной собственности городского округа "город Хабаровск".
На основании постановления Мэра города Хабаровска от 25.10.2002 N 1262 "Об оптимизации управления муниципальным имуществом", распоряжения Департамента от 30.12.2002 N 1428 данные объекты недвижимости изъяты из хозяйственного ведения муниципального инвестиционно-строительного предприятия - фирмы "Хабаровскинвестстройсервис" и переданы по распоряжению Мэра города Хабаровска от 30.12.2002 N 2335-р в качестве имущественного взноса в некоммерческую организацию "Фонд жилищного строительства администрации города Хабаровска".
Впоследствии эти же объекты недвижимости вошли в уставный капитал ООО "Стройсистемма-УПТК" (Устав общества, протокол общего собрания учредителей общества от 17.07.2008 N 1) и зарегистрированы за ним на праве собственности (свидетельства о государственной регистрации прав от 07.07.2008 и выписки из ЕГРП по состоянию на 08.08.2012).
Указанные объекты находятся на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0000000:1329 общей площадью 9 296 кв.м, расположенном по ул. Воронежской, 3 в г. Хабаровске.
Во исполнение постановления администрации от 21.05.2012 N 2049 о предоставлении обществу за плату названного земельного участка, Департаментом подготовлен и направлен в адрес истца проект договора N 3806 о купле-продаже земельного участка, согласно пункту 1.1 которого выкупная стоимость в размере 3 383 581 руб. 32 коп. определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости участка (2 426 руб. 55 коп.), налоговой ставки (1,5%), коэффициента кратности (10) и площади участка (9 296,0 кв.м) в соответствии с пунктом 2 Порядка определения цены выкупа земельных участков и их оплаты при продаже из муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск" собственникам зданий, строений, сооружений, утвержденного Постановлением администрации от 02.12.2009 N 4278 (в ред. от 16.08.2012).
Спор возник в связи с отказом Департамента (письмо от 04.09.2012 N 8484/19-04) произвести расчет стоимости земельного участка в соответствии с требованиями статьи 2 Вводного закона.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Вводного закона до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах, численность населения которых не превышает 3 миллионов человек.
Пунктом 1.1 Постановления Правительства Хабаровского края от 23.03.2012 N 74-пр определено, что в рассматриваемом случае цена земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края составляет 2,5 процента от их кадастровой стоимости при продаже их коммерческим организациям.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Таким образом, для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене необходимо установить факт отчуждения недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности.
Исходя из правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08, действие приведенной нормы распространяется не только на собственников объектов недвижимости, непосредственно участвовавших в процессе их приватизации.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражные суды обеих инстанций пришли к единому выводу о том, что спорные объекты недвижимости были отчуждены из муниципальной собственности, что является достаточным основанием для применения пункта 1 статьи 2 Вводного закона.
Данный вывод основан на анализе правоустанавливающих документах в отношении расположенных на спорном земельном участке объектов недвижимости. Факт выбытия имущества из муниципальной собственности и законность его отчуждения ответчиками не опровергались.
Доказательств того, что передача муниципального имущества некоммерческой организации "Фонд жилищного строительства администрации города Хабаровска" и последующее внесение его в уставный капитал общества кем-либо оспаривались и признаны в установленном порядке недействительными, арбитражным судам не представлены.
Таким образом, вывод арбитражных судов о том, что объекты недвижимости, собственником которых в настоящее время является истец, выбыли из муниципальной собственности, соответствует фактическим обстоятельствам настоящего спора, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права.
Критерием применения льготных цен при выкупе земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности. В случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из публичной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
Поскольку в данном случае у Департамента не имелось правовых оснований для отказа в применении положений статьи 2 Вводного закона при расчете выкупной цены земельного участка, арбитражные суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы о том, что муниципальное имущество отчуждалось не в порядке приватизации, а иным способом, подлежат отклонению как не влияющие на результат по делу. В данном случае заявитель жалобы ошибочно толкует примененные судами нормы материального права, что не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Иных доводов, опровергающих выводы судов, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного решение от 29.11.2012 и постановление апелляционного суда от 26.02.2013, соответствующие нормам материального и процессуального права, не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.11.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 по делу N А73-12283/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.