г. Хабаровск |
|
02 июля 2013 г. |
А73-12284/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Красковской О.Г.
при участии
от ИП Колесникова В.А.: Рой А.Е., представитель по доверенности от 08.11.2012 N 27АА 0485817
от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска: Зыкова А.А., представитель по доверенности от 29.12.2012 N 13021/02-11
от администрации города Хабаровска: Зыкова А.А., представитель по доверенности от 06.02.2013 N 1.127-29
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Колесникова Владимира Андреевича
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013
по делу N А73-12284/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в апелляционном суде судьи Гричановская Е.В., Харьковская Е.Г., Швец Е.А.
По заявлению индивидуального предпринимателя Колесникова Владимира Андреевича
к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска
третье лицо: администрация города Хабаровска
о признании незаконным решения и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка по льготной цене
Индивидуальный предприниматель Колесников Владимир Андреевич (далее - предприниматель, ИП Колесников В.А.; ОГРНИП 308272103000063) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения от 04.09.2012 N 8485/19-04 администрации города Хабаровска (далее - администрация, ОГРН 1032700305978, адрес (место нахождения): 680000, г. Хабаровск, ул. К.Маркса, 66) об отказе в применении при расчете выкупной цены земельного участка льготной цены в размере 2,5% от его кадастровой стоимости; о возложении обязанности на ответчика подготовить проект договора купли-продажи на указанный земельный участок и направить его предпринимателю в течение одного календарного месяца с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу (с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Заявленные требования обоснованны тем, что на испрашиваемом земельном участке находится принадлежащий предпринимателю объект недвижимого имущества, ранее отчужденный из муниципальной собственности. Поэтому в данном случае продажа такого участка должна осуществляться по цене, определяемой по правилам пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Определением от 29.10.2012 судом привлечены к участию в деле в качестве ответчика - Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - Департамент; ОГРН 1032700332587, адрес (место нахождения): 680000, г. Хабаровск, ул. К.Маркса, 66), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация города Хабаровска с одновременным исключением ее из числа ответчиков.
Решением суда от 28.11.2012 иск удовлетворен полностью по мотиву доказанности факта отчуждения из муниципальной собственности принадлежащего в настоящее время истцу склада ГСМ, что является достаточным основанием для выкупа земельного участка по льготной цене.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 названное решение отменено, в удовлетворении исковых требований предпринимателю отказано по причине недоказанности выбытия спорного имущества из государственной собственности в процессе приватизации государственного (муниципального) имущества.
В кассационной жалобе предприниматель указывает на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и просит постановление от 27.03.2013 отменить, решение суда первой инстанции от 28.11.2012 оставить в силе.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом апелляционной инстанции о необходимости установления факта отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственного (муниципального) имущества. По его мнению, понятие "отчуждение из государственной или муниципальной собственности", используемое во Вводном законе, шире по объему понятия "приватизация государственного и муниципального имущества", используемого Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), и предполагает любое отчуждение имущества. В связи с чем считает, что он имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу считает обжалуемое постановление законным и обоснованным. Указывает на отсутствие в Законе N 178-ФЗ такого способа приватизации как внесение взноса в состав имущества некоммерческой организации. Поскольку факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий не установлен, следовательно, льготные условия приобретения земельного участка в собственность в данном случае не применимы.
От администрации отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель предпринимателя настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, против чего возражал представитель Департамента и администрации.
Проверив в порядке статьи 286 ФПК РФ законность обжалуемого постановления апелляционного суда, с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, предпринимателю на праве собственности, на основании договора купли-продажи от 07.12.2009 N 173/2009 (с учетом дополнительного соглашения к договору купли-продажи от 07.12.2009) принадлежит объект недвижимости - склад горюче-смазочных материалов (1-этажное нежилое здание общей площадью 47,5 кв.м, литер Б), расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Воронежская, д.3, который ранее находился в муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск".
На основании распоряжения Мэра г. Хабаровска от 30.12.2002 N 2535-р "О внесении имущественного взноса" склад горюче-смазочных материалов, в числе прочего имущества, расположенного адресу: г. Хабаровск, ул. Воронежская, д.3 (Литер А, В, Д, Е, К, Г) внесен в качестве взноса в состав имущества некоммерческой организации "Фонд жилищного строительства администрации города Хабаровска", право собственности за некоммерческой организацией зарегистрировано 02.02.2004.
Впоследствии данный склад вошел в уставный капитал ООО "Стройсистема-УПТК" и 07.07.2008 зарегистрирован за ним на праве собственности (выписка из ЕГРП по состоянию на 07.08.2012).
Указанный объект недвижимости находится на земельном участке с кадастровым номером 27:23:004040848:106, общей площадью 802,0 кв.м, расположенном по ул. Воронежской, 3 в г. Хабаровске.
Данные обстоятельства, установленные арбитражными судами, участвующими в деле лицами не оспариваются.
Во исполнение постановления администрации от 25.05.2012 N 2049 о предоставлении предпринимателю за плату названного земельного участка, Департаментом подготовлен и направлен в адрес истца проект договора N 3805 о купле-продаже земельного участка, согласно пункту 1.1 которого и расчету стоимости земельного участка выкупная стоимость в размере 164 241 руб. 16 коп. определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости участка (2 437 руб. 97 коп.), налоговой ставки (1,2%), коэффициента кратности (8,4) и площади участка (802,0 кв.м) в соответствии с пунктом 2 Порядка определения цены выкупа земельных участков и их оплаты при продаже из муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск" собственникам зданий, строений, сооружений, утвержденного Постановлением администрации от 02.12.2009 N 4278 (в ред. от 16.08.2012).
На предложение предпринимателя произвести расчет стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Вводного закона от Департамента последовал отказ (письмо от 04.09.2012 N 8485/19044) в выкупе участка по льготной цене по мотиву неустановления факта отчуждения недвижимого имущества на выкупаемом земельном участке в порядке приватизации государственных (муниципальных) предприятий, что явилось основанием для обращения с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Вводного закона до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах, численность населения которых не превышает 3 миллионов человек.
Пунктом 1.1 Постановления Правительства Хабаровского края от 23.03.2012 N 74-пр определено, что в рассматриваемом случае цена земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края составляет 2,5 процента от их кадастровой стоимости при продаже их коммерческим организациям.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Таким образом, для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене необходимо установить факт отчуждения недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности.
Исходя из правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08, действие приведенной нормы распространяется не только на собственников объектов недвижимости, непосредственно участвовавших в процессе их приватизации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, касающиеся отчуждения спорного имущества из муниципальной собственности, установив факт отчуждения склада горюче-смазочных материалов из муниципальной собственности и нахождение его в собственности предпринимателя, пришел к обоснованному выводу, что данный факт является достаточным основанием для применения пункта 1 статьи 2 Вводного закона.
Данный вывод суда основан на анализе правоустанавливающих документов в отношении расположенных на спорном земельном участке объектов недвижимости. Факт выбытия имущества из муниципальной собственности и законность его отчуждения ответчиками не опровергались.
Доказательств того, что передача муниципального имущества некоммерческой организации "Фонд жилищного строительства администрации города Хабаровска" и последующее внесение его в уставный капитал общества кем-либо оспаривались и признаны в установленном порядке недействительными, арбитражным судам не представлены.
Таким образом, вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что объект недвижимости, собственником которого в настоящее время является предприниматель, выбыл из муниципальной собственности, соответствует фактическим обстоятельствам настоящего спора, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности выбытия недвижимого имущества из государственной собственности в процессе приватизации, исходя из того, что приватизация государственного и муниципального имущества возможна только способами, предусмотренными статьей 13 Закона N 178-ФЗ. Поскольку данное имущество передано органом местного самоуправления некоммерческой организации во исполнение плана реорганизации мероприятий по МУП "Хабаровскинсестстройсервис", утв. Распоряжением Мэра города от 25.10.2002 N 1899-р, то суд апелляционной инстанции посчитал, что такой способ приватизации как внесение взноса в состав имущества некоммерческой организации в указанной статье отсутствует. При этом указал, что действие Закона N 178-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений.
Однако кассационный суд не может согласиться с указанными выводами апелляционного суда, поскольку они основаны на ошибочном толковании вышеназванных правовых норм.
Так, судом апелляционной инстанции не учтено, что критерием применения льготных цен при выкупе земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности. В связи с чем для удовлетворения требования о продаже земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, испрашиваемое предпринимателем по льготной цене, достаточно установления факта отчуждения недвижимого имущества из муниципальной собственности, при этом способ отчуждения, в том числе иной чем приватизация, правового значения не имеет.
В этой связи утверждение апелляционного суда со ссылкой на статью 217 ГК РФ, статью 13 Закона N 178-ФЗ о недоказанности выбытия недвижимого имущества в процессе приватизации государственного (муниципального) имущества и, как следствие, правомерности отказа в выкупе спорного земельного участка по льготной цене, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит подлежащим применению нормам материального права.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении исковых требований.
Поскольку судом первой инстанции установлены все значимые для дела обстоятельства, надлежаще оценены представленные в дело доказательства и правильно применены нормы материального права, обжалуемое постановление апелляционного суда с учетом указанных выше недостатков подлежит отмене на основании частей 1-3 статьи 288 АПК РФ с оставлением в силе решения суда от 18.10.2012.
Принимая во внимание результат рассмотрения кассационной жалобы, понесенные предпринимателем Колесниковым В.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 000 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика. Излишне уплаченная государственная пошлина по кассационной жалобе в размере 1 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А73-12284/2012 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, решение суда от 28.11.2012 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска в пользу индивидуального предпринимателя Колесникова Владимира Андреевича государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Вернуть индивидуальному предпринимателю Колесникову Владимиру Андреевичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по кассационной жалобе, перечисленную платежным поручением от 21.05.2013 N 114.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.