г. Хабаровск |
|
22 июля 2013 г. |
А59-3297/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: М.М.Саранцевой
Судей: А.Н.Барбатова, С.Ю.Лесненко
при участии
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 29.11.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013
по делу N А59-3297/2012
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Ф.Дудина, в апелляционном суде судьи: Н.А.Скрипка, А.В.Ветошкевич, С.М.Синицына
По иску Комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа
к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области и Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица: администрация Корсаковского городского округа, Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании 1 230 000 руб.
Комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа (ОГРН 1036502701091, 694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Советская, 41) (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области (ОГРН 1026500531232, 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. А.Буюклы, 34) и Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, строение 1) (далее - Минфин России) о взыскании с казны Российской Федерации в пользу Корсаковского городского округа убытков в сумме 1 230 000 руб., возникших вследствие предоставления жилого помещения военнослужащему (с учетом уточнения исковых требований в соответствии со статьей 49 АПК РФ).
Определением суда от 28.08.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Корсаковского городского округа (ОГРН 1036502700519, 694020, Сахалинская область, Корсаковский р-н, г. Корсаков, ул. Советская, 41) и Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, 119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19).
Решением суда от 29.11.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы наличием совокупности условий, необходимых для взыскания с ответчика убытков в соответствии со статьями 15, 16, 1060, 1071 ГК РФ. При этом суды исходили из того, что возложение на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению жилого помещения военнослужащему предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении расходов.
В кассационной жалобе Минфин России просит решение от 29.11.2012, постановление апелляционного суда от 10.04.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о том, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что незаконные действия или бездействие ответчика отсутствуют, поэтому взыскание с него понесенных расходов является неправомерным. Полагает, что правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10 (далее - Постановление Президиума ВАС РФ N 2280/10), в данном случае неприменима, поскольку касается предоставления жилья участковому уполномоченному милиции. Указывает на то, что право на предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, установлено законом и не ставится в зависимость от их принадлежности к государственному или муниципальному жилищному фонду. Ссылается на отсутствие в действующем законодательстве обязательства Российской Федерации по предоставлению жилого помещения военнослужащим при повторном заселении. По мнению заявителя жалобы, в данной ситуации жилое помещение может предоставляться муниципальным образованием. При этом считает, что возмещение убытков муниципальному образованию законодательством не предусмотрено.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 20.05.2009 делу N 2-181/09 удовлетворены встречные исковые требования Кириенко Дмитрия Владимировича о понуждении заключить договор социального найма. Суд обязал Комитет заключить с военнослужащим договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Корсаков, пер. Мирный, д. 8, кв. 54.
Во исполнение решения суда Комитет 21.09.2009 заключил с Кириенко Д.В. договор социального найма жилого помещения.
Комитет, полагая, что расходы, связанные с предоставлением спорной квартиры военнослужащему, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратился в арбитражный суд с настоящим иском. При этом размер исковых требований определен истцом на основании отчета независимого агентства оценки закрытого акционерного общества "ГАКС" от 05.07.2012 N 383, согласно которому рыночная стоимость спорной квартиры составила 1 230 000 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Из части 6 указанной статьи следует, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилой площадью по установленным законодательством нормам согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Таким образом, расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия Федерального закона "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащего, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, арбитражные суды установили, что Комитет выполнил обязанность по предоставлению находящегося в муниципальной собственности жилого помещения военнослужащему. При этом судами установлен факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Минфина России обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих в части компенсации расходов муниципального образования на исполнение полномочий по предоставлению жилого помещения.
Кроме того, установлено, что размер понесенных расходов определен на основании отчета независимого агентства оценки закрытого акционерного общества "ГАКС" от 05.07.2012 N 383. В соответствии с указанным отчетом рыночная стоимость переданного жилого помещения (квартиры) составляет 1 230 000 руб.
С учетом установленного, положений статьи 65 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности истцом состава правонарушения, необходимого для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности на основании статей 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ, в связи с чем удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Доводы заявителя жалобы о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи с недоказанностью незаконных действий или бездействия со стороны казны Российской Федерации, а также отсутствием в действующем законодательстве обязательства Российской Федерации по предоставлению жилого помещения военнослужащим при повторном заселении, подлежат отклонению судом кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 N 453-О, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 2280/10, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
При этом суд кассационной инстанции учитывает, что доказательств приобретения спорной квартиры муниципальным образованием за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из федерального бюджета, равно как и доказательств произведенной компенсации из федерального бюджета возникших у органа местного самоуправления расходов при предоставлении жилого помещения военнослужащему, Российской Федерацией в лице Минфина России не представлено.
Его же доводы о неприменении к данным правоотношениям правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 2280/10, отклоняются судом кассационной инстанции, так как согласно данному Постановлению юридическое значение, в том числе для настоящего дела, имеют факт предоставления муниципального жилого помещения лицу, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан (военнослужащие), и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.11.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 по делу N А59-3297/2012 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М.Саранцева |
Судьи |
А.Н.Барбатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.