г. Хабаровск |
|
30 июля 2013 г. |
А51-25446/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Панченко И.С.
Судей: Брагиной Т.Г., Трофимовой О.Н.
при участии:
от ЗАО "Горнохимическая компания Бор" - представитель не явился
от ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 9 г.Дальнегорск - представитель не явился
от ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Горно-химическая компания Бор"
на решение от 27.12.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013
по делу N А51-25446/2012
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривалось: в суде первой инстанции судья Н.А. Беспалова; в суде апелляционной инстанции судьи: В.В. Рубанова, А.В. Пяткова, Т.А. Солохина
По заявлению Закрытого акционерного общества "Горно-химическая компания Бор"
к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 9 г.Дальнегорск, Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконными приказа от 30.08.2012 N 856/12 и уведомления от 30.08.2012
Закрытое акционерное общество "Горно-химическая компания Бор" (ОГРН 1042501251418, место нахождения: 692446, Приморский край, г.Дальнегорск, 50 лет Октября, 116; далее - общество, ЗАО "ГХК Бор") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными приказа от 30.08.2012 N 856/12 об устранении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и уведомления от 30.08.2012 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принятых Государственным учреждением - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 9 г.Дальнегорск (ОГРН 1022501281439, место нахождения: 692446, Приморский край, г.Дальнегорск, 50 лет Октября, 89; далее - фонд социального страхования).
Определением суда от 05.12.2012 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением суда от 27.12.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, которое просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить в связи с неправильным установлением судами обстоятельств по делу, повлекшим нарушение норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что поскольку арбитражным судом апелляционной инстанции сделаны выводы о незаконности оспариваемого приказа от 30.08.2012 N 856/12, то внесение в него приказом от 20.12.2012 N 1379/12 изменений, также следовало признать незаконными, поскольку изменения внесены в признанный судом незаконный ненормативный акт. Кроме того, заявитель жалобы считает, что фондом социального страхования нарушен срок, предусмотренный пунктом 9 Постановления Правительства N 524 от 30.05.2012 "Об утверждении правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при вынесении приказа от 20.12.2012 N 1379/12.
Фонд социального страхования в отзыве на кассационную жалобу с доводами жалобы не согласен, считает принятые судебные акты законными и обоснованными; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы общество и фонд социального страхования явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из установленных арбитражным судом обстоятельств дела, 30.08.2012 приказом N 856/12 фонд социального страхования установил для страхователя ЗАО "ГХК Бор" надбавку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 40% на 2013 год, с приложением к данному приказу расчета надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исходя из основных показателей по итогам деятельности страхователя за три года.
На основании названного выше приказа обществу направлено уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и производственных заболеваний от 30.08.2012.
Посчитав, что указанные акты не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ЗАО "ГХК Бор" обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, который, исходя из установленных обстоятельств, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), руководствовался следующим.
В пункте 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Закон N 125-ФЗ) закреплено право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Пунктом 3 данной статьи 22 Закона N 125-ФЗ установлено, что правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании данного пункта, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году.
Согласно пунктов 5 и 6 Правил, скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года. Сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах отражаются страхователем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемой страховщику по месту регистрации страхователя по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пункте 3 настоящих Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя. Значения основных показателей по видам экономической деятельности рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.
Как следует из материалов дела, размер надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год в размере 40 процентов рассчитан и установлен оспариваемым приказом фонда социального страхования N 856/12 от 30.08.2012 в соответствии с ранее действовавшей Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N11, исходя из основных показателей по итогам деятельности за три года, но без учета сведений о состоянии охраны труда, включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, что противоречит требованиям статьи 22 Закона N125-ФЗ и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524.
Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусматривающая расчет надбавки из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, как того требуют приведенные выше положения Закона N125-ФЗ и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N524. Данная методика расчета действует с 18.09.2012.
В соответствии со статьей 1 Закона N 25-ФЗ одной из задач обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Поскольку проведение аттестации рабочих мест и медицинских осмотров работников предусмотрены законодательством об охране труда и проводятся для обеспечения на предприятии нормальных здоровых условий труда и нормального состояния здоровья работников, судебная коллегия считает, что целью установления системы скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обеспечение заинтересованности работодателей в улучшении условий труда, повышение уровня техники безопасности и снижение травматизма на производстве.
Следовательно, установление страхователю надбавки к страховому тарифу в размере 40 процентов без учета сведений об аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров не соответствует задачам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отсутствие на момент издания приказа N 856/12 от 30.08.2012 утвержденной в установленном порядке Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации новой Методики расчета надбавок и скидок к страховому тарифу не предоставляет право фонду социального страхования применять несоответствующую действующим нормам федерального законодательства Методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденную Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11, и не учитывать требования Закона N 125-ФЗ, а также Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Исходя из приведенных нормоположений, суд второй инстанции пришел к правильным выводам о том, что на момент издания оспариваемого приказа от 30.08.2012 N 856/12 у фонда социального страхования отсутствовали основания для применения разработанной во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 N 652 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11.
Следовательно, приказ фонда социального страхования от 30.08.2012 N 856/12 об установлении обществу надбавки на 2013 год в размере 40 процентов не соответствовал требованиям действующего законодательства Российской Федерации и задачам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отсюда, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В этой связи арбитражный апелляционный суд, устанавливая основания для признания ненормативного акта незаконным, пришел к выводу о том, что поскольку фондом социального страхования было внесено изменение приказом N 1379/12 от 20.12.2012, согласно которому размер надбавки к страховому тарифу установлен в размере 7 процентов, в соответствии с Методикой расчета, утвержденной Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, прежняя редакция пункта 1 приказа от 30.08.2012 N856/12, предусматривающая надбавку к страховому тарифу в размере 40 процентов на 2013 год, признана утратившей силу, поэтому издание оспариваемого приказа и направление на его основании уведомления от 30.08.2012 не привело к наступлению для заявителя неблагоприятных последствий и не повлекло нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель кассационной жалобы по существу не опровергает такие выводы суда апелляционной инстанции, а предлагает суду кассационной инстанции согласиться с его позицией о том, что суду следовало установить иные обстоятельства по делу, касающиеся правомерности издания приказа от 20.12.2012 N 1379/12, и дать им оценку. Между тем ЗАО "ГХК Бор" не учитывает, что арбитражным судом рассмотрен спор исходя из предмета и основания заявленных требований относительно проверки законности приказа от 30.08.2012 N 856/12.
Пределы рассмотрения дела в суде третей инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ ограничены, а по правилам части 2 статьи 287 этого же Кодекса к полномочиям арбитражного суда кассационной инстанции не отнесена возможность устанавливать обстоятельства, которые не были установлены судами обеих инстанций, предрешать вопросы о достоверности того или иного доказательства либо преимуществе одних доказательств перед другими.
Утверждения общества о нарушении судом первой инстанции положений статей 136, 137 АПК РФ судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку вторая судебная инстанция данные доводы, приведенные также и в апелляционной жалобе, проверила и отвергла, установив, что судом первой инстанции соблюдены названные нормы закона и обеспечена реализация процессуальных прав лицам, участвующим в деле.
Поскольку все обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции в полном объеме, и этой судебной инстанцией оснований, влекущих безусловную отмену принятого по делу решения не установлено, судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.12.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А51-25446/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.С. Панченко |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.