г. Хабаровск |
|
20 августа 2013 г. |
А51-1995/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Котиковой Г.В.
Судей: Кургузовой Л.К., Меркуловой Н.В.
при участии:
от закрытого акционерного общества "Давос" - представитель не явился;
от Находкинской таможни - представитель не явился;
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Находкинской таможни
на решение от 28.02.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013
по делу N А51-1995/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Самофал Д.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Солохина Т.А., Рубанова В.В., Грачёв Г.М.
По заявлению закрытого акционерного общества "Давос"
к Находкинской таможне
об обязании выплатить проценты
Закрытое акционерное общество "Давос" (ОГРН 1062536050345, 690003, г.Владивосток, ул.Авраменко, 17-1; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об обязании Находкинской таможни (ОГРН 1022500713333, Приморский край, г.Находка, ул.Портовая, 17; далее - таможня, таможенный орган) выплатить проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей в размере 9 146,58 руб., и просило взыскать с таможенного органа 15 000 руб., составляющие судебные расходы на оплату услуг представителя.
Решением суда от 28.02.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 заявленные требования удовлетворены, суд обязал таможню выплатить обществу проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей в размере 9 146,58 руб., с таможни взысканы судебные расходы.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, таможенный орган подал кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить ввиду неправильного применения норм материального права, а именно статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" (далее - Закон о таможенном регулировании). По мнению заявителя жалобы, возврат спорной суммы излишне уплаченных таможенных платежей произведен таможней своевременно, в соответствии с законодательством Российской Федерации и оснований для уплаты процентов не имеется. Кроме того, заявитель жалобы указывает на то, что Находкинская таможня не является администратором доходов федерального бюджета, не обладает полномочиями по принятию решения о возврате процентов. Также, по мнению таможни, расчет суммы процентов произведен с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в августе 2011 года на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар, задекларированный по ДТ N 10714040/100811/0026194, при этом его таможенная стоимость определена по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Договором на оказание услуг по таможенному оформлению от 30.12.2010 N 341/2010 ООО "Атланта" поручило таможенному представителю ЗАО "Давос" совершать от его имени таможенные операции в отношении товаров, декларантом которых является ООО "Атланта", и представлять его интересы в таможенных органах, а также оказать консультационные услуги по таможенному оформлению.
Не согласившись с заявленной декларантом таможенной стоимостью, посчитав, что представленные документы, являются недостаточными в количественном и качественном отношении и в связи с невозможностью использования выбранного декларантом первого метода определения таможенной стоимости, таможенный орган 19.09.2011 принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной декларации. Указанное решение таможни, как следует из материалов дела и учтено судом, было оспорено в судебном порядке и решением Арбитражного суда Приморского края от 28.12.2011 по делу N А51-17039/2011 признано незаконным.
В результате принятия таможней решения увеличилась сумма начисленных таможенных платежей, корректировка таможенной стоимости повлекла за собой доначисление таможенных платежей в общей сумме 262 822,64 руб., которые уплачены, как установили суды, путем списания авансовых платежей, внесенных обществом платежным поручением от 09.08.2011 N 288, что по существу не оспаривается заявителем жалобы.
Поскольку корректировка таможенной стоимости по спорной ДТ произведена незаконно, общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 13.11.2012 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в общей сумме 262 822,64 руб., которая 02.03.2012 была перечислена таможней на расчетный счет заявителя.
Посчитав, что таможне в связи с несвоевременным возвратом излишне взысканных таможенных платежей надлежит уплатить проценты, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды, проверяя доводы заявителя и возражения таможни и удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь статьей 147 Закона о таможенном регулировании, правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 129 Закона о таможенном регулировании взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным названным Законом, для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 указанной статьи.
Согласно части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Кроме того, как указано в части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Правильно применив указанные выше нормы, учитывая, что решение о корректировке таможенной стоимости от 19.09.2011 по указанной ДТ признано незаконным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края 28.12.2011 по делу N А51-17039/2011, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с таможни процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 9 146,58 руб. Установив, что фактически возврат излишне уплаченных таможенных платежей произведен таможней 02.03.2012, тогда как его следовало произвести в срок до 27.09.2011, суды признали таможню нарушившей срок, установленный пунктом 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, и правомерно удовлетворили требование общества о взыскании с процентов в сумме 9 146,58 руб., начисленных за период с 28.09.2011 по 01.03.2012.
Расчет суммы процентов проверен судами и доводы таможни в данной части правомерно отклонены с учетом положений статьи 147 Закона о таможенном регулировании, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами".
Доводы таможни о том, что она не является администратором доходов федерального бюджета и не обладает полномочиями по принятию решения о возврате процентов, также подлежат отклонению как противоречащие пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", а также положениям частей 1, 6 статьи 147 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В силу прямого указания закона именно к компетенции таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств, отнесено принятие решения о возврате процентов, а также фактический их возврат.
Остальные изложенные в кассационной жалобе доводы аналогичны, изложенным в апелляционной жалобе, получили правильную правовую оценку, и переоценке в силу статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции не подлежат.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами по правилам главы 7 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно применены нормы материального права и соблюдены процессуальные нормы права, принятые по делу судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.02.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 по делу N А51-1995/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Котикова Г.В. |
Судьи |
Кургузова Л.К. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Расчет суммы процентов проверен судами и доводы таможни в данной части правомерно отклонены с учетом положений статьи 147 Закона о таможенном регулировании, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами".
Доводы таможни о том, что она не является администратором доходов федерального бюджета и не обладает полномочиями по принятию решения о возврате процентов, также подлежат отклонению как противоречащие пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", а также положениям частей 1, 6 статьи 147 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В силу прямого указания закона именно к компетенции таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств, отнесено принятие решения о возврате процентов, а также фактический их возврат."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 августа 2013 г. N Ф03-3752/13 по делу N А51-1995/2013