г. Хабаровск |
|
21 августа 2013 г. |
А59-5736/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Г.А.Камалиевой
Судей: С.Н.Новиковой, Л.Б.Шариповой
при участии
от ОАО ЭиЭ "Сахалинэнерго" - Дубцов Сергей Васильевич, представитель по доверенности от 30.01.2013 N 18-236; Дружинин Андрей Валерьевич, представитель по доверенности от 09.01.2013 N 18-3
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго"
на решение от 25.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013
по делу N А59-5736/2012 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Н.А.Аникина, в суде апелляционной инстанции - судьи Г.М.Грачев, Е.Л.Сидорович, Т.А.Солохина
По иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области
к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Сахалинэнерго"
о взыскании 8 143 024,68 рублей
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области (далее - Управление Росприроднадзора, истец; ОГРН 1046500639998; адрес (место нахождения): 693000, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, Коммунистический пр-кт, 49) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (далее - ОАО "Сахалинэнерго", ответчик; ОГРН 1026500522685; адрес (место нахождения) 693000, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, Коммунистический пр-кт,43) о взыскании задолженности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года в сумме 8 143 024,68 рублей.Решением от 25.03.2013 Арбитражного суда Сахалинской области, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Сахалинэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить. В обоснование правовой позиции ссылается на пункт 4.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению функций по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, согласно которому при наличии утвержденных нормативов ПДВ разрешение на выбросы дается на срок действия нормативов ПДВ. Соответственно, полагает, что Управление Росприроднадзора должно было выдать разрешение на выбросы в атмосферный воздух, срок действия которого соответствует представленному заявителем проекту нормативов ПДВ, т.е. срок действия разрешения ОАО "Сахалинэнерго" должен быть с 01.01.2012 по 31.12.2016. Кроме того, указывает на то, что законодатель не связывает дату обращения с заявлением в территориальные органы Ростехнадзора о выдаче разрешения на выбросы и последующее издание приказа о выдаче разрешения с периодом, на который такое разрешение распространяется.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора выразило несогласие с приведенными в кассационной жалобе доводами и просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ОАО "Сахалинэнерго" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Управление Росприроднадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом соответствующей информации, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены не имеется.
Обращаясь с исковым заявлением, Управление Росприроднадзора указало на то, что ОАО "Сахалинэнерго" в соответствии со статьей 16 Закона "Об охране окружающей среды" как организация, ведущая хозяйственную и иную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, обязана осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сахалинэнерго" на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником от 23.09.2009 N 01-307/640011023801, регламентированным пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", рассчитало и представило в Управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года на сумму 316 321, 05 рублей.
Указанная сумма ОАО "Сахалинэнерго" оплачена 20.04.2012.
При проведении контрольных мероприятий за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, Управление Росприроднадзора произвело доначисление платы за выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за указанный период на общую сумму 8 143 024,68 рублей.
Уклонение ОАО "Сахалинэнерго" от оплаты доначисленной Управлением Росприроднадзора платы в размере 8 143 024,68 рублей за минусом произведенной оплаты (316 321,05 рублей), в том числе после направления в адрес ответчика претензии от 20.07.2012 N 44 (исх.РМ-04Н-12-4899), послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Выбросы и сбросы вредных веществ допускаются на основе разрешений, выдаваемых органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В разрешениях устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, лимиты на выбросы и сбросы, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности (пункт 4 статьи 23 ФЗ "Об охране окружающей среды").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, юридическая сила которого подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок N 632).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 632 определение платы за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Пунктом 2 Порядка N 632 установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Согласно пункту 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Пунктами 5, 6 Порядка N 632 предусмотрено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном законом порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышенный коэффициент.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Сахалинэнерго" выдано разрешение N 01-307/640011023801 от 23.09.2009, согласно которому обществу разрешается в период с 01 января 2009 года по 15 февраля 2011 года осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным объектом: Промплощадка N 1: г. Южно-Сахалинск, ОП "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1" (производство электрической и тепловой энергии, золошлакоотвалы, вспомогательные цеха и участки). Далее письмом Управления Росприроднадзора от 25.04.2011 N РМ-05Н-10-1569 указанное разрешение продлено на срок до 31.12.2011 в связи с завершением разработки ОАО "Институт Сахалингражданпроект" нового проекта нормативов предельно допустимых выбросов для ОП "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1" ОАО "Сахалинэнерго".
ОАО "Сахалинэнерго" на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником от 23.09.2009 N 01-307/640011023801 представило в Управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года на сумму 316 321, 05 рублей.
Вместе с тем, как установлено арбитражными судами, при осуществлении производственной деятельности ОАО "Сахалинэнерго" по вышеуказанному объекту разрешение на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду (атмосферный воздух) за период с 01.01.2012 по 01.04.2012 (первый квартал 2012) у ОАО "Сахалинэнерго" отсутствовало.
Новое разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выдано ОАО "Сахалинэнерго" лишь 03.04.2012.
На этом основании Управление Росприроднадзора произвело доначисление платы за выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с применением пятикратного повышающего коэффициента в соответствии с пунктами 5, 6 Порядка N 632.
Проверив расчет суммы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2012 по 01.04.2012 (первый квартал 2012) на соответствие его нормам действующего законодательства, в том числе форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204, и признав его правильным, суды обеих инстанций пришли к выводу об обоснованности заявленного Управлением Росприроднадзора требования о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в размере 8 143 024,68 рублей.
При этом судами принято во внимание, что своего контррасчета, равно как и доказательств необоснованности расчета суммы задолженности, ответчиком вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не представлено.
Довод заявителя кассационной жалобы со ссылкой на пункт 4.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению функций по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, о том, что в разрешении срок его действия должен совпадать со сроком действия утвержденных нормативов ПДВ, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку как правильно указал суд апелляционной инстанции, что названый пункт заявителем трактуется в отрыве от остальных положений административного регламента, предусматривающий административную процедуру выдачи разрешения на выбросы, сбросы в атмосферный воздух регулирующих процедуру выдачи разрешений на выбросы, сбросы.
Из смысла пункта 4.1 административного регламента во взаимосвязи с его положениями, регулирующими процедуру выдачи разрешения на выбросы, сбросы, не следует, что в разрешении указывается начало его действия ранее, чем издан соответствующий приказ о выдаче разрешения. Поэтому положения пункта 4.1 административного регламента должны толковаться как не допускающие возможность выдачи разрешения на срок, превышающий действие нормативов ПДВ.
Довод об обратном отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и не противоречат нормам материального права.
Несогласие ОАО "Сахалинэнерго" с оценкой судов имеющихся в деле доказательств и сделанными на ее основе выводами не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку переоценка доказательств в суде кассационной инстанции в силу норм главы 35 АПК РФ не допускается.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по делу N А59-5736/2012 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А.Камалиева |
Судьи |
С.Н.Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.