г. Хабаровск |
|
26 августа 2013 г. |
А24-234/2013 |
Резолютивная часть постановления от 21 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: И.С.Панченко, Г.А.Суминой
при участии:
от заявителя: государственного учреждения - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель не явился;
от судебного пристава-исполнителя Петропавловск-Камчатского городского отдела судебных приставов N 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Агафоновой М.Д. - представитель не явился;
от третьего лица: Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю - представитель не явился;
от третьего лица: открытого акционерного общества "Камчатлестоппром" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю
на решение от 06.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2013
по делу N А24-234/2013 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.И.Решетько; в суде апелляционной инстанции судьи: Г.М.Грачев, Т.А.Солохина, В.В.Рубанова
По заявлению государственного учреждения - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
к судебному приставу-исполнителю Петропавловск-Камчатского городского отдела судебных приставов N 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Агафоновой М.Д.
третьи лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю, открытое акционерное общество "Камчатлестоппром"
о признании недействительным постановления
Государственное учреждение - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024101024012, место нахождения: 683000, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Ленинская, 18; далее - фонд социального страхования, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Петропавловск-Камчатского городского отдела судебных приставов N 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Агафоновой М.Д. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 11.01.2013 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю (ОГРН 1074101004570, место нахождения: 683024, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, пр-кт Рыбаков, 25, далее - УФССП по Камчатскому краю, управление) и открытое акционерное общество "Камчатлестоппром" (ОГРН 1024101027257, место нахождения: 683023, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Вулканная, 49).
Решением суда от 06.03.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2013, заявленные требования удовлетворены: оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе УФССП по Камчатскому краю, которое просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Ссылаясь на пункт 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ и пункт 7 Порядка взаимодействия учреждения, его исполнительных органов и службы судебных приставов при принудительном исполнении постановлений исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователей, а также иных исполнительных документов о взыскании в пользу Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России и ФСС России от 10.12.2003 N 317/280 (далее - Порядок взаимодействия Фонда социального страхования и службы судебных приставов), управление считает, что поскольку фонд социального страхования не приложил к постановлению о взыскании недоимки от 26.12.2012 N 1051-м документы, содержащие отметки банков и иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований фонда социального страхования в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, то предъявленное постановление о взыскании недоимки не является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство.
По мнению заявителя жалобы, фонд социального страхования не предпринял мер, направленных на взыскание задолженности за счет денежных средств должника в банке, что свидетельствует о не соблюдении процедуры принудительного бесспорного взыскания недоимки и, как следствие, об отсутствии у учреждения основания для обращения взыскания на иное имущество должника в порядке статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Фонд социального страхования в отзыве на кассационную жалобу доводы управления отклонил, указывая на их несостоятельность, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением ОАО "Камчатлестоппром" требования от 30.12.2011 N 343 об уплате штрафа в сумме 158,57 руб. фондом социального страхования принято решение и вынесено постановление от 26.12.2012 N 1051-м о взыскании данных платежей за счет имущества плательщика страховых взносов.
Указанное постановление с приложенной к нему справкой об отсутствии у взыскателя сведений об открытых должнику счетах в банках учреждение 10.01.2013 предъявило в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Постановлением от 11.01.2013 судебный пристав-исполнитель Агафонова М.Д. отказала взыскателю в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 4 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ в связи с тем, что предъявленный документ не является исполнительным, поскольку в нарушение пункта 5 статьи 12 указанного Закона отсутствует информация о счетах должника.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения учреждения в арбитражный суд с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 20 настоящего Закона установлено, что решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом N 229-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Требования к форме и содержанию постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя предусмотрены частью 4 статьи 20 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства установлены статьей 31 Закона N 229-ФЗ, в числе которых - документ не является исполнительным либо он не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Закона (пункт 4 части 1 статьи 31 Закона).
В соответствии со статьей 12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Из установленных судами обстоятельств дела следует, что постановление фонда социального страхования от 26.12.2012 N 1051-м соответствует как требованиям, предъявляемым статьей 13 Закона N 229-ФЗ к исполнительным документам, так и требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 20 Закона N 212-ФЗ, и является исполнительным документом в силу положений пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Пунктом 6 Порядка взаимодействия Фонда социального страхования и службы судебных приставов установлено, что при недостаточности либо отсутствии денежных средств на счетах страхователя или отсутствии
информации о счетах страхователя исполнительный орган Фонда вправе взыскать недоимку по страховому взносу и пени за счет иного имущества страхователя.
Данное положение в полной мере соответствует требованиям части 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ.
Судами установлено, что информации о счетах страхователя на момент предъявления исполнительного документа у фонда социального страхования отсутствовала, что подтверждается приложенной к постановлению от 26.12.2012 N 1051-м справкой об отсутствии соответствующей информации.
Таким образом, установленные судами по настоящему делу обстоятельства с достоверностью подтверждают, что учреждением выполнены все требования по вынесению, оформлению и предъявлению для принудительного исполнения исполнительного документа - постановления от 26.12.2012 N 1051-м, предусмотренные статьями 19, 20 Закона N 212-ФЗ и статьями 12, 13, 30 Закона N 229-ФЗ, а указанное в оспариваемом постановлении основание для отказа в возбуждении исполнительного производства - "отсутствие информации о счетах должника", не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ, при том, что перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, указанный в части 1 данной статьи Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Несостоятельным является довод управления о том, что фондом страхования не предприняты меры по установлению сведений о наличии (отсутствии) у должника расчетных счетов в банках; справка приложенная к оспариваемому постановлению является ненадлежащим документом и не содержит информации об отсутствии указанных сведений в налоговых органах и ЕГРЮЛ, поскольку статьей 20 Закона N 212-ФЗ не установлена обязанность контролирующего органа прилагать к исполнительному документу какие-либо доказательства, подтверждающие информацию об отсутствии у должника счетов в банках.
Принимая постановление фонда социального страхования к исполнению, судебный пристав-исполнитель должен проверить его на соответствие предъявляемым к исполнительным документам требованиям по правилам статьи 13 Закона N 229-ФЗ. Предъявление судебным приставом-исполнителем к данным постановлениям иных требований, чем предусмотрено статьей 13 названного Закона, в том числе приложения
документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные счета и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении контролирующего органа в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, является незаконным.
Проверка обоснованности принятия решения и постановления о взыскании недоимки, пеней и штрафов за счет иного имущества страхователя путем оценки того, была ли соблюдена фондом социального страхования предшествующая процедура взыскания за счет денежных средств в соответствии со статьей 19 Закона N 212-ФЗ, не входит в компетенцию судебного пристава-исполнителя.
На этом же основании судом апелляционной инстанции обоснованно не принято во внимание письмо Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому от 13.02.2012 N 09-13/00561дсп, поскольку оно не свидетельствует о наличии расчетного счета у страхователя на момент предъявления фондом социального страхования постановления судебному приставу-исполнителю.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд правомерно признал оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя недействительным как не соответствующее Закону N 229-ФЗ.
Поскольку доводы, приведенные управлением в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2013 по делу N А24-234/2013 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М.Голиков |
Судьи |
И.С.Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.