г. Хабаровск |
|
01 марта 2013 г. |
А51-12248/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В.Цирулик
Судей: С.И.Гребенщикова, Е.К.Яшкиной
при участии:
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
на решение от 29.08.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012
по делу N А51-12248/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.И.Голуб; в апелляционном суде судьи: Н.Н.Анисимова, О.Ю.Еремеева, А.В.Гончарова
По заявлению индивидуального предпринимателя Гордеева Руслана Викторовича
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
третье лицо: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании недействительным распоряжения
Индивидуальный предприниматель Гордеев Руслан Викторович (далее - ИП Гордеев Р.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - Управление; ОГРН 1092536003812, адрес (место нахождения): 690000, Приморский край, г.Владивосток, Партизанский проспект, 20) о признании недействительным распоряжения от 05.05.2012 N 794 "Об отмене распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 21.03.2012 N 461".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент; ОГРН 1072540005724, адрес (место нахождения): 690110, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 22).
Решением суда от 29.08.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012, распоряжение Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока 05.05.2012 N 794 "Об отмене распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 21.03.2012 N 461" признано недействительным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В кассационной жалобе Управление просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о том, что утверждение схемы расположения земельного участка для размещения автостоянки является незаконным, поскольку указанный земельный участок расположен в охранной зоне линии электропередач напряжением 110 кВ, а запрет на размещение в охранных зонах стоянок всех видов машин предусмотрен пунктом 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Правительством Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила от 24.02.2009 N 160).
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела, распоряжением Управления от 21.03.2012 N 461 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул.Нейбута, 81 для целей, не связанных со строительством (размещение автостоянки).
Впоследствии Управление распоряжением от 05.05.2012 N 794 отменило распоряжение от 21.03.2012 N 461, ссылаясь на протест Прокуратуры г.Владивостока, которая в ходе проверки установила, что в границах земельного участка проектируемой автостоянки расположена воздушная линия электропередач напряжением 110 кВ ОАО "ДРСК". Согласно схеме расположения данного земельного участка, его часть расположена в охранной зоне ЛЭП.
Считая распоряжение от 05.05.2012 N 794 незаконным, ИП Гордеев Р.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что каких-либо препятствий в использовании спорного земельного участка в соответствии с его назначением Правила от 24.02.2009 N 160 не содержат, поскольку в спорном случае схема расположения спорного земельного участка утверждена не для стоянки машин и механизмов, а для размещения автостоянки, то есть стоянки автомобилей, принадлежащих, в том числе, физическим лицам.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
В силу пункта 2 Правил от 24.02.2009 N 160 в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Из подпункта "б" пункта 9 Правил от 24.02.2009 N 160 следует, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается размещать, в том числе, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок, схема расположения которого утверждена распоряжением Управления от 21.03.2012 N 461 для размещения автостоянки ИП Гордеева Р.В., расположен в охранной зоне линии электропередач напряжением 110 кВ.
Таким образом, использование заявителем спорного земельного участка под размещение автостоянки в охранной зоне линии электропередач напряжением 110 кВ прямо запрещено нормами действующего законодательства.
При таких обстоятельствах правовых оснований для признания незаконным распоряжения от 05.05.2012 N 794 "Об отмене распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 21.03.2012 N 461", у судов обеих инстанций не имелось.
Делая вывод о соответствии предполагаемого использования земельного участка нормам законодательства, суды обеих инстанций необоснованно расширили пределы действия исключения из Правил от 24.02.20009 N 160, распространив его с индивидуальных гаражей-стоянок физических лиц, на коммерческую стоянку, размещение которой в охранной зоне ЛЭП прямо запрещено законодательством. То, что коммерческой стоянкой могут пользоваться также и физические лица - владельцы личного транспорта не отменяет установленного законодательством ограничения, так как коммерческая автостоянка предполагает нахождение на ней любого вида транспорта, в том числе крупногабаритного, а также значительно большую плотность размещения такого транспорта, большую интенсивность использования земельного участка, возможность нахождения большого количества людей, что создает большую опасность повреждения ЛЭП, затрудняет доступ к ней и противоречит целям охраны сетей высокого напряжения.
При этом отсутствие в кадастровом паспорте земельного участка границ охранной зоны не может являться основанием для удовлетворения требований ИП Гордеева Р.В.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009, утвердившим Правила N 160, не установлены сроки, в пределах которых должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о границах охранной зоны в отношении существующего объекта электросетевого хозяйства. Однако отсутствие в государственном кадастре недвижимости необходимых сведений не является безусловным свидетельством того, что на земельном участке отсутствует объект электросетевого хозяйства и, что для данного объекта не установлена охранная зона.
Охранная зона объекта электросетевого хозяйства устанавливается вне зависимости от желания владельца этого объекта оформить такую зону и необходима для обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения таких объектов, а также исключения причинения вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц. Минимальные размеры охранной зоны прямо указаны в приложении к Правилам N 160.
В данном случае прохождение ЛЭП 110 кВ через большую часть земельного участка очевидно следует из имеющейся в деле его схемы.
Что касается правомерности отмены распоряжения об утверждении схемы, то, как правильно отметили суды обеих инстанций, утверждение схемы земельного участка является этапом его формирования. При этом утверждение схемы земельного участка в границах, в которых он не может быть использован по целевому назначению указанному заявителем, противоречит целям процедур приобретения прав на земельный участок, установленных земельным законодательством, и фактически нарушает права самого заявителя.
Таким образом, утвердив схему земельного участка для целей размещения автостоянки и в границах, в которых он не мог быть использован в связи с расположением на нем высоковольтных линий электропередач, Управление нарушило как действующее законодательство, так и де-факто права заявителя, так как обращение с такой схемой в уполномоченный орган повлечет отказ предоставления земельного участка в указанных границах и целях использования.
Поскольку корректировка границ земельного участка возможна только на стадии, предшествующей утверждению схемы, постановление Управления, утвердившее такую схему с указанными выше нарушениями, правомерно отменено им как противоречащее законодательству.
Учитывая, что судами установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако неправильно применены нормы материального права (пункт 3 части 2 статьи 288 АПК РФ), суд кассационной инстанции в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе индивидуальному предпринимателю Гордееву Руслану Викторовичу в удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения от 05.05.2012 N 794 "Об отмене распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 21.03.2012 N 461".
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.08.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по делу N А51-12248/2012 Арбитражного суда Приморского края отменить. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Гордеева Руслана Викторовича отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В.Цирулик |
Судьи |
С.И.Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.