г. Хабаровск |
|
29 августа 2013 г. |
А37-174/2012 |
N Ф03-4072/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Г.В. Котиковой, Л.К. Кургузовой
при участии
от открытого акционерного общества "Дальневосточное морское пароходство" - представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области - представитель не явился;
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Лайнз Владивосток" - представитель не явился;
общества с ограниченной ответственностью "ФЕСКО интегрированный транспорт" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Дальневосточное морское пароходство"
на решение от 12.02.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013
по делу N А37-174/2012 Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Ю. Нестерова;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, И.И. Балинская, Е.В. Гричановская
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточное морское пароходство"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Лайнз Владивосток", общество с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Интегрированный транспорт"
о признании незаконным и отмене предписания от 15.11.2011 N 57
открытое акционерное общество "Дальневосточное морское пароходство" (далее - общество, ОАО "ДВМП") (ОГРН 1022502256127, юридический адрес: 109028, г. Москва, ул. Набережная Серебряническая, 29) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее - управление, антимонопольный орган, Магаданское УФАС России,) (ОГРН 1024900961634, юридический адрес: 685000, Магаданская обл., г. Магадан, ул. Портовая, 8) о признании незаконным и отмене предписания от 15.11.2011 N 57.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Лайнз Владивосток" (далее - ООО "ФЕСКО Лайнз Владивосток"), общество с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Интегрированный транспорт" (далее - ООО "ФЕСКО Интегрированный транспорт".
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 12.02.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013, ОАО "ДВМП" в удовлетворении заявления отказано.
ОАО "ДВМП", ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение норм материального и процессуального права, просило решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, вывод судебных инстанций о преюдиции обстоятельств, установленных по делу N А37-2373/2011, основан на неправильном применении части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Полагает, что выданное управлением предписание не исполнимо, поскольку общество не формирует тарифы на перевозку морем грузов в контейнерах и не осуществляет данную деятельность на линии Владивосток-Магадан. Считает, что вывод судов о том, что обжалуемое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили. Магаданским УФАС России, ООО "ФЕСКО Лайнз Владивосток" заявлены ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей.
В отзыве на жалобу антимонопольный орган просил принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, Магаданским УФАС России по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение от 01.11.2011 (15.11.2011 изготовлено в полном объеме), пунктом 2 которого действия ООО "ФЕСКО Лайнз Владивосток" и ОАО "Сахалинское морское пароходство" по установлению и применению в 2010 году тарифов в одинаковых размерах на перевозку морем грузов в среднетоннажных и крупнотоннажных контейнерах на линии Владивосток-Магадан-Владивосток признаны согласованными действиями и нарушающими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Пунктом 3 данного решения в отношении ОАО "Сахалинское морское пароходство" и группе лиц в составе ООО "ФЕСКО Лайнз Владивосток", ООО "ФЕСКО Интегрированный транспорт", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" предусмотрено выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы антимонопольного органа об одновременном и синхронном установлении и поддержании ООО "ФЕСКО Лайнз Владивосток" и ОАО "Сахалинское морское пароходство" сложившегося уровня тарифов путем их изменения в период с ноября 2009 года по май 2011 года на одинаковую величину. Антимонопольным органом выявлено, что рост тарифов указанных юридических лиц, занимающих доминирующее положение на рынке услуг перевозки морским транспортом контейнеров в морской порт Магадан, не был связан с соответствующими изменениями общих условий обращения товара на товарном рынке, экономически не обоснован, а установленные обществом цены превышали цены, которые могли сложиться на рынке в условиях конкуренции.
Также управлением установлено, что ОАО "Сахалинское морское пароходство" при установлении собственных тарифов ориентировалось на тарифы, которые применялись лидером рынка ОАО "ДВМП" и другими предприятиями транспортной группы "ФЕСКО Лайнз Владивосток", ОАО "Сахалинское морское пароходство".
Законность принятых антимонопольным органом решения от 15.11.2011 и предписания от 15.11.2011 N 57 проверена в рамках дела N А37-2373/2011. Решением Арбитражного суда Магаданской области от 11.03.2012 по данному делу, оставленным без изменения постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 N 06АП-1844/2012 и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.11.2012 N Ф03-4369/2012, основания для признания указанных ненормативных правовых актов недействительными не установлены.
Полагая, что предписание антимонопольного органа незаконно, ОАО "ДВМП" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции, соглашаясь с которыми, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в данном Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", следует, что антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.
Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.
Также арбитражным судам следует учитывать, что при нарушении антимонопольного законодательства одним из членов группы лиц предписание может быть дано и иным членам группы в случае, если они способны обеспечить устранение нарушения.
Согласно пункту 2 оспариваемого предписания, с учётом определения об исправлении опечатки от 21.11.2011, группе лиц в составе: ООО "ФЕСКО Лайнз Владивосток", ОАО "ДВМП", ООО "ФЕСКО Интегрированный транспорт" предписано совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, связи с чем необходимо формировать тарифы на перевозку морем грузов в контейнерах на линии Владивосток-Магадан исходя из индивидуальных особенностей финансовой хозяйственной деятельности обществ, с учётом необходимых затрат и прибыли. В срок до 15.12.2011 рассчитать тарифы на перевозку грузов в контейнерах на 2012 год на линии Владивосток-Магадан на основе необходимых затрат и необходимой прибыли и представить в Магаданское УФАС России; в течение 2012 года при принятии решения об изменении тарифов на перевозку морем грузов в контейнерах на линии Владивосток-Магадан не позднее 5 дней со дня принятия такого решения представлять в антимонопольный орган копию соответствующего локального акта и экономическое обоснование изменения тарифа.
Суд кассационной инстанции полагает, что формулируя способ прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем вменения ОАО "ДВМП" в обязанность совершение указанных действий антимонопольный орган не вышел за рамки предоставленных ему полномочий.
Судами правомерно учтено, что по результатам проведенной антимонопольным органом проверки установлен факт вхождения ОАО "ДВМП" в одну группу лиц с ООО "ФЕСКО Лайнз Владивосток", ООО "ФЕСКО Интегрированный транспорт". ОАО "ДВМП" является участником ООО "ФЕСКО Лайнз Владивосток" и владеет 100 % долей уставного капитала. ОАО "Сахалинское морское пароходство" при установлении собственных тарифов ориентировалось на тарифы, которые применялись лидером рынка ОАО "ДВМП" и другими предприятиями рассматриваемой транспортной группы.
Факт вхождения ОАО "ДВМП" в указанную группу лиц заявителем не оспаривается.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган правомерно выдал предписание обществу, как участнику группы лиц, и с учетом установленного нарушения пришел к выводу о необходимости совершения обществом в целях обеспечения конкуренции на рассматриваемом рынке указанных в предписании действий.
Доказательства, свидетельствующие о неспособности заявителя совершить действия по устранению нарушения, материалы дела не содержат.
Рассматривая заявление общества, судами обеих инстанций правомерно принято во внимание то, что решение Приморского УФАС России от 15.11.2011 и предписание от 15.11.2011 уже являлись предметом судебной проверки.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность удовлетворения заявления о признании ненормативного правового акта недействительным.
Судами установлено, что выданное предписание приостанавливалось в связи с рассмотрением дела Арбитражного суда Магаданской области N А37-2373/2011 и в настоящее время не исполнимо, поскольку предусматривало условия установления тарифов на 2012 год. Поскольку управление полномочиями на пересмотр предписания и обязания хозяйствующих субъектов учитывать указанные в решение условия при расчете тарифов на 2013 год не обладает, суды пришли к выводу о не нарушении в рассматриваемой ситуации прав и законных интересов заявителя.
Данные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Остальные доводы общества, в том числе о том, что заявитель не формирует тарифы на перевозку морем грузов в контейнерах в связи с неосуществлением рассматриваемой в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства деятельности, не подтверждены соответствующими доказательствами и направлены на пересмотр решения антимонопольного органа, законность и обоснованность которого подтверждена в рамках дела Арбитражного суда Магаданской области N А37-2373/2011.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Всем обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, как и доводам ОАО "ДВМП", указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней по существу повторяется все то, на что ссылалось ранее общество в обоснование заявленных требований и в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку принятых судами доказательств и установленных судами обстоятельств дела, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены оспариваемых судебных актов, не выявлено.
Учитывая изложенное, жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в соответствии с подпунктами 3, 12, пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче кассационной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 1 000 руб., на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная госпошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату ОАО "ДВМП".
Руководствуясь статьями 104, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.02.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 по делу N А37-174/2012 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Дальневосточное морское пароходство" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 05.07.2013 N 150.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.