г. Хабаровск |
|
01 октября 2013 г. |
А51-18469/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: Т.Г.Брагиной, И.С.Панченко
при участии:
от заявителя: открытого акционерного общества "Амурское пароходство" - Рожко В.И., представитель по доверенности от 01.11.2012 N 169;
от Находкинской таможни - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Находкинской таможни
на решение от 29.01.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013
по делу N А51-18469/2012
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.И.Куриленко, в суде апелляционной инстанции судьи: А.В.Гончарова, Н.Н.Анисимова, Е.Н.Номоконова
по заявлению открытого акционерного общества "Амурское пароходство"
к Находкинской таможне
о признании недействительным требования
Открытое акционерное общество "Амурское пароходство" (ОГРН 1022700915962, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Муравьева-Амурского, 2; далее - ОАО "Амурское пароходство", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным требования Находкинской таможни (ОГРН 1022500713333, место нахождения: 692904, Приморский край, г.Находка, ул.Портовая, 17; далее - таможня, таможенный орган) от 30.07.2012 N 1632 об уплате таможенных платежей и пеней.
Решением суда от 29.01.2013 заявленные требования удовлетворены по мотиву отсутствия оснований для доначисления таможенных платежей.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 решение суда оставлено без изменения; со ссылкой на пункт 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" оспариваемое обществом требование признано недействительным по основаниям существенного нарушения таможенным органом процедуры принятия решения в сфере таможенного дела. Выводы суда первой инстанции, положенные в обоснование принятого решения, признаны апелляционным судом ошибочными и мотивировочная часть решения изменена.
Таможенный орган в кассационной жалобе, указывая на неправильное применение судами норм материального права, предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять по делу новое судебное решение об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Таможня считает, что оспариваемое обществом требование об уплате таможенных платежей выставлено обществу правомерно в соответствии с действующим законодательством.
ОАО "Амурское пароходство" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в суде кассационной инстанции с доводами таможни не согласились, указывая на их несостоятельность, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Таможенный орган извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако явку своего представителя для участия не обеспечил.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, принадлежащее обществу судно - т/х "Омский-122" (номер ИМО 8870827, тип - генгруз, валовая вместимость 2463 тонны, порт регистрации Николаевск-на-Амуре) 07.12.2010 оформлено таможенным постом Ольгинской Находкинской таможни по генеральной декларации N 10714020/071210/00328 на отход из Российской Федерации в режиме перемещения транспортных средств международных перевозок при осуществлении международной перевозки товаров. В графе 13 декларации указано краткое описание груза B/L N 178 лесоматериалы круглые хвойных пород (не пакетированные) - без коры 3199,87 куб.м., с корой - 3443,89 куб.м., 20594 шт., всего с корой - 3443,89 куб.м., без коры - 3199,87 куб.м., 20594 шт.
31.03.2011 в зоне деятельности таможенного поста Первомайский Владивостокской таможни т/х "Омский-122" прибыл на таможенную территорию Таможенного союза и был оформлен в таможенном отношении на приход по ИМО генеральной декларации N 10714020/310311/00081.
15.05.2012 Находкинской таможней на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) проведена камеральная таможенная проверка общества, по результатам которой составлен акт от 20.07.2012 N 10714000/400/200712/К0036.
23.04.2012 постановлением о назначении идентификационной судебной экспертизы назначена экспертиза, проведение которой было поручено Приморской Торгово-промышленной палате. Перед экспертом поставлены вопросы об определении вида ремонта (капитальный, текущий, средний), произведенного на т/х "Омский-122".
Согласно заключению эксперта Приморской торгово-промышленной палаты от 24.04.2012 серии 12 N 0201500114-Н проведенные работы на т/х "Омский-122" относятся к виду ремонта - капитальный.
По результатам проверки в адрес общества было выставлено требование от 30.07.2012 N 1632, в котором обществу предложено уплатить задолженность в размере 8 583 404,30 руб.
Полагая, что у таможни отсутствовали основания для выставления требования ОАО "Амурское пароходство" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, удовлетворяя требования общества, пришел к выводу о необоснованности выводов таможенного органа относительно возможности отнесения произведенных работ к капитальному ремонту с последующим применением правил применения таможенной процедуры переработки. При этом суд исходил из того, что произведенные работы на судне не привели к потере его индивидуальных характеристик, не заключались в изготовлении товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку, не включали его восстановление, замену составных частей.
Апелляционный суд, рассматривая дело по апелляционной жалобе таможни, повторно по правилам главы 34 АПК РФ, пришел к противоположному выводу, признав за таможенным органом право в рассматриваемом случае на доначисление таможенных платежей. Вместе с тем суд апелляционной инстанции расценил отсутствие решения таможенного органа, принятого по результатам камеральной таможенной проверки, выявившей неуплату таможенных платежей, в качестве существенного нарушения таможенного законодательства, в связи с чем признал оспариваемое требование таможни недействительным. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 341 ТК ТС транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии с положениями статьи 350 названного Кодекса без помещения под таможенные процедуры. Таможенным законодательством, как правомерно указал апелляционный суд, установлен исчерпывающий перечень операций, совершение которых допускается с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки и которые не подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами.
В силу пункта 1 статьи 38 ТК ТС временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории, а транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 4 статьи 345 ТК ТС, под таможенную процедуру реэкспорта.
При завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 348 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 347 ТК ТС с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение: операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке; операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту; операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.
Операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 статьи 347 ТК ТС в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (пункт 2 статьи 347 ТК ТС).
В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьёй 262 ТК ТС (пункт 2 статьи 347 ТК ТС).
Делая вывод о том, что произведенный в отношении т/х "Омский-122" ремонт не относится к операциям, перечисленным в пункте 1 статьи 347 ТК ТС, суд апелляционной инстанции исходил из установленных по настоящему делу обстоятельств, свидетельствующих о заблаговременном планировании обществом такого ремонта.
Доказательств, опровергающих указанный вывод апелляционного суда, подтверждающих наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 347 ТК ТС, обществом не представлено и материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации (далее - Закон о таможенном регулировании) требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела (часть 7 статьи 152 Закона о таможенном регулировании).
Порядок оформления результатов таможенной проверки установлен статьёй 178 Закона о таможенном регулировании, частью 5 которой предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен
выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с данным Федеральным законом.
Как установлено апелляционным судом и не оспаривается таможней, решение по результатам таможенной проверки о взыскании с общества не полностью уплаченных таможенных платежей не принималось. Напротив, в нарушение указанных норм права таможней одновременно с составлением акта камеральной таможенной проверки 20.07.2012 оформлен акт от 23.07.2012 N 10714000/230712/0000566 об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей на общую сумму 33 148 247,83 руб. и выставлено оспариваемое требование на сумму 8 583 404,30 руб.
Поскольку по результатам таможенной проверки, выявившей неуплату таможенных платежей, решение в отношении ОАО "Амурское пароходство" таможней не принималось, то исходя из положений статей 95, 122 ТК ТС, а также статей 174, 178 Закона о таможенном регулировании, суд апелляционной инстанции правомерно указал на нарушение таможней порядка выставления оспариваемого требования как на основание для удовлетворения требования общества.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 по делу N А51-18469/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М.Голиков |
Судьи |
Т.Г.Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.