г. Хабаровск |
|
08 ноября 2013 г. |
А51-6407/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии
от муниципального унитарного предприятия г. Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей":
- Сырбо Л.Г., представитель по доверенности от 21.06.2013 N 5/40-юр;
- Федорова О.В., представитель по доверенности от 23.08.2013 N 5/49-юр;
от Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края:
- Булейко А.В., представитель по доверенности от 27.12.2012 N 16-5157;
- Чернышева О.В., представитель по доверенности от 20.02.2013 N 19-647/4;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей"
на решение от 17.05.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013
по делу N А51-6407/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О. Л. Заяшникова, в апелляционном суде судьи: Е.Н. Номоконова, А.В. Гончарова, С.В. Гуцалюк
по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей"
к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края
о признании бездействия уполномоченного органа незаконным
Муниципальное унитарное предприятие г. Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (ОГРН 1022501899177; адрес (место нахождения): 690033, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гамарника, 3; далее - МУПВ "ВПЭС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (ОГРН 1072540010982; адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - Департамент) о признании незаконным бездействия Департамента, выраженного в непринятии решения по заявлению МУПВ "ВПЭС", изложенного в письме от 10.12.2012, о предоставлении субсидии на возмещение затрат на приобретение топлива в 2012 году; обязании Департамента в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по предоставлению МУПВ "ВПЭС" субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива в 2012 году, по заявлению от 10.12.2012 в размере 99 825 400, 39 руб. (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Решением от 17.05.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе МУПВ "ВПЭС" настаивает на отмене постановления от 27.08.2013, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о неправомерности вывода суда апелляционной инстанции о наличии пресекательного срока подачи заявления о предоставлении субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить постановление апелляционного суда без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители МУПВ "ВПЭС" поддержали доводы кассационной жалобы в полном объеме, настаивали на отмене постановления от 27.08.2013, оставлении в силе решения суда первой инстанции. Представители Департамента отклонили доводы кассационной жалобы как необоснованные, просили оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.
МУПВ "ВПЭС" 10.12.2012 обратилось в Департамент за получением субсидии, выделяемой из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива в 2012 году.
Заявление МУПВ "ВПЭС" оставлено Департаментом без ответа.
Ссылаясь на то, что бездействие ответчика, выраженное в непринятии решения по заявлению МУПВ "ВПЭС" о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива в 2012 году, противоречит статье 78 Бюджетного Кодекса (далее - БК РФ), положениям Закона Приморского края от 03.12.2007 N 162-КЗ "О поддержке организаций, оказывающих на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйств", нарушает законные права и интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, создает препятствия для реализации заявителем предусмотренных законом прав, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1).
В силу пункта 2 части 2 указанной нормы субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях поддержки организаций, оказывающих услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства Законодательным Собранием Приморского края 21.11.2007 принят Закон Приморского края "О поддержке организаций, оказывающих на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 162-КЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 162-КЗ правом на получение поддержки обладают организации, доля которых в оказании услуг по теплоснабжению на территории одного муниципального образования Приморского края составляет более 35 процентов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно пункту 2.1. устава МУПВ "ВПЭС", оно является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность в сфере оказания потребителям города Владивостока услуг по производству, передаче тепловой энергии, в сфере обслуживания, в том числе, тепловых сетей; по организации мероприятий по теплоснабжению с 2010 года.
То, что заявитель отвечает всем установленным Законом N 162-КЗ требованиям для получения субсидии, выделяемой из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива в январе - мае 2012 года, подтверждается имеющимися в деле документами и Департаментом в суде не оспаривалось.
Установив при рассмотрении дела, что МУПВ "ВПЭС" имеет право на получение субсидии, обратилось за ее получением в текущем финансовом году и предоставило все необходимые документы, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, апелляционный суд пришел к выводу о том, что пунктом 7 "Порядка предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектом жилищно-коммунального хозяйства, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива", утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 16.02.2012 N 34-па (далее - Порядок N 34-па), установлен предельный срок обращения за предоставление субсидий - до 12 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Суд кассационной инстанции считает указанный выше вывод апелляционного суда несоответствующим нормам материального права в связи со следующим.
Для российского правопорядка общим правилом является существование обязательства до его надлежащего исполнения либо прекращения по установленным законом основаниям.
В доктрине российского права пресекательные сроки это сроки, по истечении которых прекращается существование права.
Как правило, на пресекательный характер срока прямо указывается в соответствующем нормативном акте. Так в статьях 98.1, 99.1, 100.1 БК РФ, регулирующих сходные правоотношения, прямо указано на прекращение обязательств Российской Федерации в случае пропуска срока предъявления требования.
Согласно пункту 7 Порядка N 34-па для получения субсидии организации предоставляют необходимые документы ежемесячно, в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным.
В то же время вышеуказанный порядок не указывает на пресекательный характер срока предоставления документов на получение субсидии и не устанавливает иных последствий нарушений такого срока.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 162-КЗ выплата субсидий, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 1 настоящего Закона, производится в объеме средств, установленных законом Приморского края о краевом бюджете на соответствующий год.
Согласно пункту 2 Порядка N 34-па субсидии выделяются из краевого бюджета с целью возмещения затрат организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, связанных с приобретением топлива для производства тепловой энергии в текущем финансовом году - году предоставления субсидии по поставкам топлива в текущем финансовом году - году предоставления субсидии.
Таким образом, законодательством Приморского края определены временные рамки предоставления субсидий, а именно - субсидии предоставляются на цели компенсации затрат, понесенных в году предоставления субсидии.
Каких-либо норм, устанавливающих прекращение права на получение субсидии в случае нарушения срока подачи документов на предоставление субсидии, законодательством не установлено.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о пресекательном характере 12-тидневного срока, указанного в пункте 7 Порядка N 34-па, нельзя признать основанным на действующих нормах материального права.
Вывод апелляционного суда о том, что иное толкование пункта 7 Порядка N 34-па возлагает на Департамент обязанность по предоставлению субсидий любым обратившимся лицам, суд кассационной инстанции считает необоснованным, так как Порядок содержит четкий перечень требований к лицам, имеющим право на получение субсидий, и перечень необходимых для этого документов, в то время как срок предоставления документов, относится к административной процедуре рассмотрения вопроса о предоставления субсидии.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необоснованным вывод апелляционного суда об отсутствии у Департамента обязанности по извещению заявителя о принятом решении. Отсутствие в Порядке N 34-па конкретной формы отказа в предоставлении субсидии не освобождает Департамент от обязанности информировать обратившееся лицо о принятом по его заявлению решении.
Факт отнесения МУПВ "ВПЭС" к лицам, имеющим долю на рынке более 35 процентов, подтверждается имеющимся в деле документами, фактом предоставления субсидий за иные периоды того же финансового года и не оспаривался Департаментом, чему дал надлежащую оценку суд первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Департамента оснований для отказа в предоставлении субсидии и соблюдении МУПВ "ВПЭС" необходимых требований для ее получения, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования, размер которых Департаментом не оспаривался.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а решение суда первой инстанции оставлению в силе как законное и обоснованное.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 по делу N А51-6407/2013 Арбитражного суда Приморского края отменить, решение от 17.05.2013 по тому же делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В.Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.