г. Хабаровск |
|
12 ноября 2013 г. |
А73-2829/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.Б. Шариповой
Судей: А.Н. Барбатова, И.А. Тарасова
при участии: от ОАО "Первая грузовая компания" - А.В. Тесленко, представитель по доверенности от 19.08.2013 N 26/184/13; А.А. Пашко, представитель по доверенности от 19.08.2013 N 1/184/13;
от ОАО "Российские железные дороги" - С.Н. Сиденко, представитель по доверенности от 20.11.2012 N 1093
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 31.05.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013
по делу N А73-2829/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья М.Ю. Ульянова, в суде апелляционной инстанции - судьи А.А. Тихоненко, М.О. Волкова, И.В. Иноземцев
По иску открытого акционерного общества "Первая грузовая компания"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 17 124 887 руб.
Открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - ОАО "Первая грузовая компания" ОГРН 1077758336985, адрес (место нахождения): 105064, г. Москва, ул. Старая Басманная, д.12, стр. 1) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги", ОГРН 1037739877295, адрес (место нахождения): 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева Амурского, 20) о взыскании убытков в виде стоимости повреждённых вагонов-цистерн в сумме 15 626 001 руб., провозной платы по повреждённым вагонам в сумме 1 426 886 руб., расходов на проведение экспертизы в сумме 72 000 руб.
Решением арбитражного суда от 31.05.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.082013, исковые требования удовлетворены полностью в связи с доказанностью вины ОАО "Российские железные дороги" в крушении поезда N 2191 вследствие схода подвижного состава и повреждении вагонов - цистерн ОАО "Первая грузовая компания".
В кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги" просит отменить эти судебные акты как незаконные и необоснованные, не соответствующие фактическим обстоятельствам, принятые с неправильным применением норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что Техническое заключение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 07.01.2013 не является допустимым доказательством по данному делу. Считает, что размер реального ущерба должен быть снижен ввиду того, что спорные вагоны - цистерны, представляющие собой металлолом, подлежащий оценке и реализации, находятся у ОАО "Первая грузовая компания". По мнению заявителя жалобы, неразрешенным остался вопрос о переходе права собственности на остатки 24 поврежденных вагонов после взыскания с ОАО "Российские железные дороги" их полной стоимости.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Первая грузовая компания" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считая принятые судебные акты законными и обоснованными. В обоснование своей правовой позиции ссылается на статью 105 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 N 18-ФЗ (далее - УЖТ РФ), которая предполагает полное возмещение перевозчиком владельцу фактической стоимости поврежденных вагонов без учета остатков в виде металлолома, а также иных убытков от повреждения.
В судебном заседании представители ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Первая грузовая компания" поддержали свои доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены принятых решения и постановления, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами и подтверждается Техническим заключением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 07.01.2013, 05.01.2013 в 00 часов 11 минут московского времени на 2 210 км перегона Элькаган - Ларба однопутного участка Тында - Хани Тындинского региона Дальневосточной железной дороги произошло крушение (сход подвижного состава) грузового поезда N 2191, в составе которого следовали вагоны NN50790526, 51847424, 57666703, 51248342, 50610799, 50367499, 50606961, 50163732, 50569326, 50632892, 50256288, 50093392, 50318393, 57316119, 57044406, 57171365, 57212300, 72157373, 50294297, 51258721, 50007665, 50271543, 53950556, 51859205, принадлежащие ОАО "Первая грузовая компания" на праве собственности.
Комиссией Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по случаю схода подвижного состава установлено, что вагоны N 50790526, N 51847424, N 57666703 подлежат исключению из инвентарного парка и по факту их схода оформлены акты общей формы от 05.01.2013, остальные вагоны, сошедшие с рельсов, повреждены в объеме деповского и текущего ремонта, по факту их схода оформлены акты формы ВУ-25.
В соответствии с актом технического осмотра вагонов N N 51248342, 50610799, 50367499, 50606961, 50163732, 50569326, 50632892, 50256288, 50093392, 50318393, 57316119, 57044406, 57171365, 57212300, 72157373, 50294297, 51258721, 50007665, 50271543, 53950556, 51859205, подписанного представителем ОАО "Первая грузовая компания" и мастером ОТК вагонного ремонтного депо Комсомольска-на-Амуре ОАО "Вагонная ремонтная компания - 2", вышеуказанные вагоны ремонту не подлежат.
В ответ на письма истца о проведении ремонта указанных вагонов ОАО "ВРК-2" и ОАО "ВГК-1" сообщили об отсутствии возможности устранить такие дефекты, как излом хребтовой балки, вмятины и деформация котла, деформация концевых и хребтовых балок.
Впоследствии спорные вагоны по актам ОАО "ПГК" N 5-N 28 от 18.01.2013 исключены из инвентарного парка.
ОАО "ПГК" и Торгово-промышленная палата г. Находка 20.06.2011 заключили договор N 67 на оказание услуг по оценке стоимости имущества (вагонов), в соответствии с которым Торгово-промышленной палатой города Находка подготовлен отчет N 38-01/13 "Об определении рыночной стоимости вагон-цистерн" от 31.01.2013, согласно которому рыночная стоимость вагонов-цистерн N N 50790526, 51847424, 57666703, 51248342, 50610799, 50367499, 50606961, 50163732, 50569326, 50632892, 50256288, 50093392, 50318393, 57316119, 57044406, 57171365, 57212300, 72157373, 50294297, 51258721, 50007665, 50271543, 53950556, 51859205 по состоянию на 04.01.2013 без учета НДС составляет 15 626 001 руб.
Претензионным письмом от 06.02.2013 N ИД/ФВлд/Ю10-02/13 истец обратился к ответчику с требованием оплатить стоимость поврежденных вагонов-цистерн в размере 15 626 001 руб. и стоимость провозной платы по поврежденным вагонам в размере 1 426 886 руб.
Оставление претензии истца о возмещении понесенных им убытках без удовлетворения послужило основанием для обращения ОАО "Первая грузовая компания" с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право
нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу статей 1064, 1082 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Одним из способов возмещения ущерба является возмещение причиненных убытков.
На основании статьи 105 УЖТ РФ при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров судам следует учитывать, что положения Устава об ответственности перевозчиков, грузоотправителей за утрату и повреждение подвижного состава не лишают собственников и законных владельцев вагонов и контейнеров права на защиту их нарушенных прав и законных интересов в порядке и способами, предусмотренных гражданским законодательством.
Судами установлен факт причинения ОАО "Первая грузовая компания" материального ущерба по вине ОАО "Российские железные дороги" в связи с повреждением вагонов грузового поезда N 2191 до степени исключения их из инвентарного парка, произошедшего в результате крушения поезда.
Размер убытков определен исходя из оценки рыночной стоимости вагонов и составляет 15 626 001 руб.
В этой связи суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании убытков в размере 15 626 001 руб.
Руководствуясь положениями пункта 3 статьи 796 ГК РФ, суды пришли к выводу об удовлетворении требования истца о взыскании с перевозчика провозной платы в размере 1 426 886 руб., исходя из того, что ОАО "Первая грузовая компания" является плательщиком провозной платы по отправкам N N ЭУ650048 и ЭУ654236.
Признавая обоснованным требование истца о взыскании с ответчика стоимости работ в сумме 72 000 руб. по выполнению оценки рыночной стоимости утраченных вагонов, суды исходили из того, что оценка проводилась независимым оценщиком в соответствии с требованиями законодательства.
Довод ОАО "Российские железные дороги", аналогичный доводу кассационной жалобы, о том, что размер реального ущерба может быть снижен ввиду нахождения у ОАО "Первая грузовая компания" 24 вагонов - цистерн, представляющих собой металлолом, подлежащий оценке и реализации, был предметом рассмотрения апелляционного суда и отклонен иск исходя из того, что невозможность использования вагонов по их прямому назначению является достаточным основанием для взыскания его полной фактической стоимости, что вытекает из положений статьи 105 УЖТ РФ. Кроме того, судом учтено отсутствие доказательств реализации истцом металлолома, образовавшегося вследствие крушения вагонов - цистерн грузового поезда N 2191.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются как основанные на ошибочном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства.
Принимая во внимание то, что обе судебные инстанции правильно установили обстоятельства по делу и подвергли представленные в материалах дела доказательства оценке в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допустив нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, а также правильно применили нормы материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.05.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 по делу N А73-2829/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Б. Шарипова |
Судьи |
А.Н. Барбатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.