г. Хабаровск |
|
21 ноября 2013 г. |
А51-32026/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Тарасова
Судей: А.Н. Барбатова, Л.Б. Шариповой
при участии:
от третьего лица: представитель Пашко А.А., по доверенности от 19.08.2013 N 1/184/13 (до отложения); представитель Тесленко А.В., по доверенности от 19.08.2013 N 26/184/13;
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Цемент", открытого акционерного общества "Первая грузовая компания"
на решение от 28.05.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013
по делу N А51-32026/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Э.Э. Падин; в суде апелляционной инстанции судьи: С.В. Шевченко, Л.Ю. Ротко, И.С. Чижиков
По иску общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Цемент"
к обществу с ограниченной ответственностью "ПримСтройСервис"
третье лицо: открытое акционерное общество "Первая грузовая компания"
о взыскании 104 400 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Цемент" (адрес - город Владивосток, улица Русская, 65; ОГРН 1022500529963; далее - ООО "ДВ-Цемент", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ПримСтройСервис" (адрес - город Владивосток, улица Снеговая, 98; ОГРН - 1092538006934; далее - ООО "ПримСтройСервис", ответчик) 104 400 руб. штрафных санкций по договору поставки N 11/11 от 28.01.2011.
Решением суда от 28.05.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013, с ответчика взыскано 28 800 руб. штрафных санкций, в остальной части иска отказано со ссылкой на отсутствие доказательств сверхнормативного нахождения ряда вагонов на станции выгрузки по вине ООО "ПримСтройСервис".
Правильность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационным жалобам ООО "ДВ-Цемент" и ОАО "Первая грузовая компания", где ставится вопрос об их отмене как незаконных и удовлетворению исковых требований в полном объеме.
Заявители полагают, что суды неправильно применили нормы железнодорожного транспортного законодательства к правоотношениям сторон, регулируемым заключенным договором поставки. Вследствие чего, суды ошибочно определили момент начисления штрафных санкций и основания для их расчета.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ОАО "Первая грузовая компания" поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как установлено судами из материалов дела, между ООО "ДВ-Цемент" (поставщик) и ООО "ПримСтройСервис" (покупатель) заключен договор поставки N 11/11 от 28.01.2011, согласно которому поставщик обязался поставить, а покупатель принять и оплатить продукцию, производимую ОАО "Спасскцемент", ОАО "Теплоозерский цементный завод", ОАО "СКАЦИ", ОАО "Владивостокский бутощебеночный завод", ОАО "Дробильно-сортировочный завод", а также другие строительные материалы различных производителей.
Согласно пункту 3.1 договора поставка продукции осуществляется на условиях железнодорожной поставки, на условиях доставки продукции покупателю со склада завода-производителя (поставщика) автотранспортом поставщика, или самовывозом с завода производителя (поставщика), если иной порядок поставки не установлен дополнительным соглашением сторон.
Пунктом 3.6 договора стороны согласовали порядок поставки продукции железнодорожным транспортом: поставка продукции осуществляется железнодорожным транспортом, как в вагонах общего парка (ОАО "РЖД"), так и в вагонах, принадлежащим другим операторам, если иной порядок поставки не установлен дополнительным соглашением сторон.
Поставкой считается отгрузка (передача) продукции Перевозчику (дата железнодорожной накладной). Отгрузка производится при наличии железнодорожных вагонов на станции отправления и только после предоставления телеграмм со станции назначения о готовности принять продукцию в обусловленных объёмах в адрес Грузополучателя или предоставления паспорта клиента, заверенного ОАО "РЖД", содержащего железнодорожные реквизиты грузополучателя (ОКПО, код грузоотправителя/ грузополучателя, адрес местонахождения получателя и другие сведения). Обязанность предоставления таких телеграмм/паспортов клиента лежит на Покупателе. Отгрузка производится в вагонах согласно грузоподъемности, указанной в техническом паспорте. Покупатель вправе отказаться от отгрузки продукции железнодорожным транспортом (изменить условия заявки) не позднее 3-х дней до даты предполагаемой отгрузки.
При отгрузке продукции железнодорожным транспортом покупатель обязан обеспечить организацию приема подвижного состава на подъездные пути покупателя (грузополучателя) в течение 24 часов с момента прибытия подвижного состава на указанную в заявке станцию и нести все расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов на месте выгрузки (пункт 3.6.1 договора).
Покупатель обязан обеспечить разгрузку товара в пункте назначения в установленные нормативные сроки и обеспечить выполнение иных обязательств, предусмотренных для грузополучателя правилами перевозок грузов. Покупатель возмещает поставщику расходы за пользование, простой, сверхнормативный оборот или повреждение вагонов, неправильное оформление документов на такие вагоны, согласно предъявленным поставщику претензиям, счетам, счет-фактурам и (или) его фактическим расходам, подтвержденными копиями документов, если не докажет отсутствие своей вины (пункт 3.6.2 договора).
Исходя из пункта 3.6.9 договора нормативное время нахождения вагонов на станции покупателя (грузополучателя) под грузовыми операциями устанавливается в размере 48 часов и определяется, начиная с момента фактического прибытия Вагона на станцию выгрузки ОАО "РЖД" до момента оформления вагона со станции покупателя (грузополучателя).
Время нахождения вагонов на станции выгрузки рассчитывается на основании данных ОАО "РЖД", заверенных покупателем, либо даты прибытия и отправления вагонов определяются по соответствующим календарным штемпелям в транспортных железнодорожных накладных. В случае допущения простоя вагонов сверх установленных сроков на станции назначения покупатель оплачивает поставщику ставку за простой вагонов, выставленных собственниками вагонов поставщику.
В соответствии с пунктом 3.6.10 договора штрафные санкции, применяемые к поставщику перевозчиком (ОАО "РЖД"), собственником/арендатором вагонов, с которым поставщик заключил договор на перевозку грузов, подлежат возмещению покупателем в размере, понесенном поставщиком при наличии подтверждающих документов.
Для обеспечения исполнения своих обязательств по поставке продукции железнодорожным транспортом, истец привлек арендованный железнодорожный подвижной состав на основании договора N ДД/ФВлд/ПТНП-196/11 от 22.12.2011, заключенного с ОАО "Первая грузовая компания" (исполнитель), регулирующему взаимоотношения сторон, связанные с оказанием исполнителем услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления железнодорожных перевозок грузов заказчика, перевозимых по территории Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации, а так же вывозимых за пределы Российской Федерации и помещенных под таможенную процедуру экспорта, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также помещенных под таможенную процедуру международного таможенного транзита, в вагонах исполнителя.
Согласно пункту 4.2.5 договора заказчик обязался обеспечить простой вагонов под грузовыми операциями не более: 5 суток под погрузкой; 3 суток под выгрузкой. Простой вагонов под грузовыми операциями исчисляется с даты прибытия на станцию назначения, до 24 часов 00 минут даты отправления вагонов со станции назначения на станцию отправления (станцию, указанную исполнителем).
В случае прибытия на станцию погрузки вагонов для подачи заказчику ранее срока, указанного в заявке, простой исчисляется с даты, указанной в заявке.
Если вагоны для подачи заказчику прибыли на станцию позднее срока, указанного в заявке, и заказчик не отказался от погрузки, простой исчисляется с даты прибытия на станцию до 24 часов 00 минут даты отправления вагонов со станции.
Время использования вагонов свыше установленного срока исчисляется сторонами в сутках.
Дата прибытия и отправления определяется по данным, указанным в электронном комплекте документов в системе "ЭТРАН" ОАО "РЖД".
В случае несогласия заказчика с данными системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД", последний предоставляет исполнителю заверенные заказчиком копии железнодорожных документов со штемпелем станции. Стороны подтверждают, что данные сведения имеют преимущественное значение перед данными системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД".
Как установлено судами, за период с декабря 2011 года по август 2012 года имели место случаи сверхнормативного простоя вагонов на станциях грузополучателя, в связи с чем ОАО "Первая грузовая компания" выставило ООО "ДВ-Цемент" счета на оплату штрафных санкций за пользование вагонами. Истец в полном объеме оплатил указанные штрафные санкции, в том числе за сверхнормативный простой вагонов на станции грузополучателя/покупателя ООО "ПримСтройСервис".
В период с февраля по октябрь 2012 года истец, руководствуясь положениями договора поставки N 11/11 от 28.01.2011, неоднократно направлял в адрес ответчика претензии о необходимости возместить штрафные санкции, выставленные поставщику со стороны компании-собственника вагонов за их сверхнормативный простой на станции грузополучателя на общую сумму 104 400 руб.
Однако претензии остались без внимания, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Рассматривая их, суды исходили из следующего.
Обязательства по перевозке грузов, в том числе, связанные с осуществлением перевозочного процесса, согласно нормам главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулируются соглашениями сторон, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, если Кодексом, не установлено иное.
Судами выяснено, что истцом заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации за сверхнормативный простой вагонов N N 52451689, 52453537, 52046547, 52090420, 52103603, 52436763, 52129236, 52157492, 52432168, 52692886, 52165867, 52127727, 52101979, 52441813, 52039401, 52157781, 52451481, 52066925, 52380391, 52160520, 52165305, 52061041, 52432408, 52039120, 52428703, 52436250, 52149275 в размере 104 400 руб.
Статья 401 ГК РФ содержит указание на вину в любой её форме как общее основание ответственности за неисполнение обязательства, либо ненадлежащее его исполнение.
Следовательно, как верно указывалось судом и штраф в соответствии со статьями 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за нарушение срока оборота вагонов, установленного договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, перевозчик может начислить истцу при наличии вины последнего в задержке вагонов на принадлежащем ему железнодорожном пути необщего пользования.
Пунктом 4.3 Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25.05.2000 N 15Ц предусмотрено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути осуществляется по ведомостям подачи и уборки вагонов на основании памяток приемосдатчика. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности.
Из представленных в материалы дела ведомостей подачи и уборки вагонов судами установлено, что вагон N 52451689 подан 26.12 в 02 час. 00 мин., время завершения грузовой операции 10 час. 00 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 8 часов (менее 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г.);
вагон N 52046547 подан 07.04 в 01 час. 00 мин., время завершения грузовой операции 09.04 в 09 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 56 часов 30 минут (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г., данный факт нарушения нормативных сроков погрузки/выгрузки ответчиком не оспаривается);
вагон N 52090420 подан 07.04 в 01 час. 00 мин., время завершения грузовой операции 10.04 в 10 час. 00 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 81 час (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г., данный факт нарушения нормативных сроков погрузки/выгрузки ответчиком не оспаривается);
вагон N 52103603 подан 07.04 в 01 час. 00 мин., время завершения грузовой операции 10.04 в 10 час. 00 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 81 час (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г., данный факт нарушения нормативных сроков погрузки/выгрузки ответчиком не оспаривается);
вагон N 52436763 подан 07.04 в 01 час. 00 мин., время завершения грузовой операции 10.04 в 10 час. 00 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 81 час (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г., данный факт нарушения нормативных сроков погрузки/выгрузки ответчиком не оспаривается);
вагон N 52453537 подан 07.04 в 01 час. 00 мин., время завершения грузовой операции 09.04 в 09 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 56 часов 30 минут (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г., данный факт нарушения нормативных сроков погрузки/выгрузки ответчиком не оспаривается);
вагон N 52436763 подан 31.05 в 15 час. 30 мин., время завершения грузовой операции 05.06 в 08 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 113 часов (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г., данный факт нарушения нормативных сроков погрузки/выгрузки ответчиком не оспаривается);
вагон N 52129236 подан 26.05 в 11 час. 25 мин., время завершения грузовой операции 28.05 в 10 час. 00 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 46 час. 35 мин. (менее 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г.);
вагон N 52157492 подан 26.05 в 11 час. 25 мин., время завершения грузовой операции 30.05 в 04 час. 50 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 89 час. 25 мин. (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г., данный факт нарушения нормативных сроков погрузки/выгрузки ответчиком не оспаривается);
вагон N 52432168 подан 26.05 в 11 час. 25 мин., время завершения грузовой операции 30.05 в 04 час. 50 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 89 час. 25 мин. (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г., данный факт нарушения нормативных сроков погрузки/выгрузки ответчиком не оспаривается);
вагон N 52692886 подан 26.05 в 11 час. 25 мин., время завершения грузовой операции 28.05 в 10 час. 00 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 46 час. 35 мин. (менее 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г.);
вагон N 52127727 подан 05.07 в 11 час. 20 мин., время завершения грузовой операции 10.07 в 10 час. 40 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 119 час. 20 мин. (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г., данный факт нарушения нормативных сроков погрузки/выгрузки ответчиком не оспаривается);
вагон N 52165867 подан 05.07 в 11 час. 20 мин., время завершения грузовой операции 06.07 в 11 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 24 час. 10 мин. (менее 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г.);
вагон N 52039401 подан 01.07 в 23 час. 00 мин., время завершения грузовой операции 03.07 в 05 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 30 час. 30 мин. (менее 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г.);
вагон N 52101979 подан 01.07 в 23 час. 00 мин., время завершения грузовой операции 03.07 в 05 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 30 час. 30 мин. (менее 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г.);
вагон N 52441813 подан 01.07 в 23 час. 00 мин., время завершения грузовой операции 03.07 в 05 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 30 час. 30 мин. (менее 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г.);
вагон N 52061041 подан 25.07 в 04 час. 00 мин., время завершения грузовой операции 27.07 в 10 час. 00 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 54 час. (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г.);
вагон N 52160520 подан 25.07 в 04 час. 00 мин., время завершения грузовой операции 25.07 в 10 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 6 час. 30 мин. (менее 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г.);
вагон N 52165305 подан 25.07 в 04 час. 00 мин., время завершения грузовой операции 25.07 в 10 час. 00 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 6 час. (менее 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г.);
вагон N 52432408 подан 13.08 в 06 час. 30 мин., время завершения грузовой операции 13.08 в 09 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 3 час. (менее 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г.);
вагон N 52039120 подан 13.08 в 06 час. 30 мин., время завершения грузовой операции 15.08 в 08 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 50 час. (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г., данный факт нарушения нормативных сроков погрузки/выгрузки ответчиком не оспаривается);
вагон N 52428703 подан 13.08 в 06 час. 30 мин., время завершения грузовой операции 14.08 в 10 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 28 час. (менее 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г.);
вагон N 52436250 подан 13.08 в 06 час. 30 мин., время завершения грузовой операции 13.08 в 09 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 3 час. (менее 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г.);
вагон N 52149275 подан 13.08 в 06 час. 30 мин., время завершения грузовой операции 15.08 в 08 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 50 час. (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г., данный факт нарушения нормативных сроков погрузки/выгрузки ответчиком не оспаривается).
вагон N 52451481 подан 16.07 в 03 час. 30 мин., время завершения грузовой операции 18.07 в 10 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 55 час. (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г., данный факт нарушения нормативных сроков погрузки/выгрузки ответчиком не оспаривается).
вагон N 52157781 подан 16.07 в 03 час. 30 мин., время завершения грузовой операции 18.07 в 10 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 55 час. (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г., данный факт нарушения нормативных сроков погрузки/выгрузки ответчиком не оспаривается).
вагон N 52066925 подан 16.07 в 03 час. 30 мин., время завершения грузовой операции 18.07 в 10 час. 30 мин, общее время нахождения под грузовой операцией - 55 час. (более 48 часов установленных пунктом 3.6.9 договора поставки N11/11 от 28.01.2011 г., данный факт нарушения нормативных сроков погрузки/выгрузки ответчиком не оспаривается).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства, руководствуясь статьями 62, 99, 100 УЖТ РФ, Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности истцом сверхнормативной продолжительности нахождения 11 вагонов (N 52129236, N 52692886, N 52165867, N 52039401, N 52101979, N 52441813, N 52160520, N 52165305, N 52432408, N 52428703, N 582436250) на станции выгрузки (свыше 48 часов) в результате ненадлежащей организации ответчиком работы по приему вагонов с грузом на станции назначения и их выгрузки.
При этом суды исходили из того, что ответчиком представлены доказательства принятия всех мер для своевременной выгрузки (статья 65 АПК РФ, пункт 2 статьи 401 ГК РФ). Период времени задержки вагонов (не более 48 часов) подтвержден представленными ответчиком доказательствами, в частности ведомостями подачи и уборки вагонов, что не противоречит судебной практике Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.12.2012 N 10101/12.
Ведомости подачи и уборки вагонов, предоставленные ответчиком, истец не оспаривает.
Доводы заявителей кассационных жалоб о необходимости расчета судом сверхнормативного простоя вагонов с учетом пункта 3.7.10 договора поставки были уже предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, где им дана надлежащая оценка как несостоятельным.
Проведя системный анализ условий договора поставки N 11/11, суды признали, что пункт 3.7.10 договора о возмещении штрафных санкций должен применяться с учетом пунктов 3.7.2 и 3.7.9 при наличии доказанной выгоды ответчика.
Ссылка в кассационных жалобах на неправильное применение при рассмотрении спора норм железнодорожного транспортного законодательства, так же судами отклонена правильно на основании положений статьи 1 УЖТ РФ, предусматривающей какие отношения и их субъектный состав этим Уставом регулируется.
При таких обстоятельствах во взыскании с ответчика 75 000 руб., в качестве штрафных санкций, судами отказано правомерно.
Таким образом, обжалуемые судебные акты следует признать законными и обоснованными, поэтому они изменению, а кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.05.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 по делу N А51-32026/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
А.Н. Барбатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.