г. Хабаровск |
|
27 ноября 2013 г. |
А04-2480/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Панченко И.С.
Судей: Суминой Г.А., Трофимовой О.Н.
при участии:
от ОАО "Облкоммунсервис" - Кононыхина М.В.; представитель по доверенности от 05.11.2013 б/н;
от администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области - представитель не явился;
от Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области - представитель не явился;
от Прокуратуры Амурской области - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Облкоммунсервис"
на решение от 11.07.2013
по делу N А04-2480/2013 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи Москаленко И.А., Пожарская В.Д., Аныш Д.С.
По заявлению открытого акционерного общества "Облкоммунсервис"
к администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области
третьи лица: Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, прокуратура Амурской области
о признании недействующим нормативного правового акта
По окончании объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перерыва судебное заседание продолжено.
Открытое акционерное общество "Облкоммунсервис" (ОГРН 1102801011785, место нахождения: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул.Гражданская, 119; далее - общество, ОАО "Облкоммунсервис") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением и, уточнив свои требования, просило признать несоответствующим статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону от 30.12.2004 N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральному закону от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" пункта 1 постановления администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области (далее - администрация) об утверждении размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год от 01.12.2010 N 262 в части утверждения платы граждан с.Чигири за горячее водоснабжение в размере 496,48 руб./чел./мес. и за отопление в размере 51,47 руб./кв.м., и недействующим.
Заинтересованным лицом по делу привлечено Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (деле - управление). Определением от 16.04.2013 в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле суд привлек Прокурора Амурской области (далее - прокурор).
Решением арбитражного суда от 11.07.2013 заявление ОАО "Облкоммунсервис" оставлено без удовлетворения по основанию соответствия оспоренного нормативного правового акта нормам законодательства, регулирующего вопросы в сфере полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
На решение арбитражного суда обществом подана кассационная жалоба, в которой указано на неправильное установление обстоятельств дела и их правовую оценку, что повлекло ошибочные выводы о наличии у администрации соответствующих полномочий по установлению тарифов на горячее водоснабжение для граждан, проживающих на территории Чигиринского сельсовета с.Чигири. Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем ее заявителя, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, а требования общества - удовлетворению.
Прокурор и управление в отзывах на кассационную жалобу возражают против отмены решения, отзыв на жалобу о администрации не поступил; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы названные лиц участия в судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзывах на нее, заслушав пояснения представителя общества, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из обстоятельств возникшего спора, ОАО "Облкоммунсервис" является ресурсоснабжающей организацией, предоставляет услуги теплоснабжения и водоснабжения потребителям, проживающим в жилых домах в с.Чигири Благовещенского района Амурской области.
На основании договора аренды недвижимого имущества от 29.07.2011 N 55-а, договора аренды муниципального имущества от 19.09.2011 N 110811/0474428/02 (заключенного по итогам аукциона), ОАО "Облкоммунсервис" является владельцем муниципального имущества (котельная, тепловая трасса, наружные сети, скважина, водонапорная башня, технический водоем с. Чигири).
Факт оказания данных услуг населению подтверждается договорами от 17.11.2011 N 65-ТНИ, от 29.12.2011 N 49-ТНИ, от 22.12.2011 N 28-ТНИ, от 01.10.2011 N 1-НЧ, от 01.10.2011 N 3-НЧ, от 01.10.2011 N 2НЧ, квитанциями на оплату за предоставленные коммунальные услуги за 2011-2013 год.
Пунктом 1 постановления администрации Чигиринского сельсовета от 01.12.2010 N 262 утверждены размеры платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год для проживающих на территории Чигиринского сельсовета с.Чигири за горячее водоснабжение в размере 496, 48 руб./чел./мес., за отопление в размере 51, 47 руб./кв.м. Постановление опубликовано в порядке статьи 54 Устава путем обнародования.
Не согласившись с постановлением администрации N 262 в указанной части, ОАО "Облкоммунсервис" оспорило его в арбитражный суд.
Арбитражный суд, рассмотрев возникший спор, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы лишены правового обоснования, тогда как арбитражный суд правомерно руководствовался пунктом 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), частями 2, 4, 5 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ); Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Из смысла упомянутых норм права, а также распоряжения губернатора Амурской области от 23.06.2010 N 224-р, во взаимосвязи, следует, что орган местного самоуправления обязан привести размер платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с утвержденными органом по регулированию цен и тарифов субъекта предельными индексами. В рассматриваемом случае администрация осуществляет свои полномочия путем установления размера платы граждан. Таким образом суд счел, что оспариваемое постановление принято администрацией в пределах предоставленных полномочий.
Приказом Управления цен и тарифов от 19.11.2010 N 129-пр/в утвержден тариф на услугу холодного водоснабжения, оказываемую ООО "Бурейское ДРСУ" на 2011 год в размере 26,85 руб./куб.метр (без НДС).
Приказом Управления цен и тарифов от 26.11.2010 N 136-пр/т утвержден тариф на тепловую энергию в виде горячей воды по группам потребителей, оплачивающим производство и передачу тепловой энергии, для ООО "Бурейское ДРСУ" на 2011 год в размере 1838,41 руб./Гкал.
Постановлением главы Благовещенского района от 30.07.2007 N 1446 нормативы потребления коммунальных услуг для граждан, зарегистрированных в жилых помещениях, в которых отсутствуют приборы учета, в том числе: тепловая энергия, используемая для отопления жилого помещения с.Чигири 0,28 Гкал/кв.метр на 1 человека в месяц; горячее водоснабжение 3,192 куб.мет на 1 человека в месяц; норма расхода теплоэнергии на подогрев 1 куб.метра воды 0,07 Гкал/куб.метр на одного человека в месяц.
Порядок определения размера платы установлен постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", пунктом 15 которого предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении N 2 постановления.
В силу частей 1,2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно представленному администрацией расчету размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год, постановлением от 01.12.2010 N 262 плата граждан с.Чигири утверждена за горячее водоснабжение в размере 496,48 руб./чел./мес. и за отопление в размере 51,47 руб./кв.м., с учетом тарифов для ООО "Бурейское ДРСУ" (приказы N 129-пр/в, 136-пр/т), и нормативов потребления коммунальных услуг для граждан с.Чигири (постановление N1446). Данный расчет судом проверен, признан верным, соответствует статье 157 ЖК РФ.
Суд кассационной инстанции находит обоснованными выводы арбитражного суда о том, что Законом N 210-ФЗ предусмотрена возможность установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определенные Правительством Российской Федерации, предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям.
Указанные предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 3 статьи 4 Закона).
Пунктом 4 части 4 статьи 4 закона N 210-ФЗ определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в частности, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования (часть 7 названной статьи).
Согласно части 5 статьи 5 Закона N 210-ФЗ в случае изменения установленных предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, органы регулирования муниципальных образований приводят установленные ими тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствие с предельными индексами в среднем по муниципальным образованиям в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов об изменении установленных предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям.
Требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
Приказом Управления цен и тарифов от 16.07.2010 N 71-пр/т тариф на тепловую энергию в виде горячей воды по группам потребителей, оплачивающим производство и передачу тепловой энергии, для ООО "Бурейское ДРСУ" на 2010 год утвержден в размере 1638,11 руб./Гкал.
Решением Чигиринского сельского Совета народных депутатов от 31.05.2010 N 198 тариф на услугу холодного водоснабжения, оказываемую ООО "Бурейское ДРСУ" на 2010 год утвержден в размере 22, 40 руб./куб.метр. Тарифы на 2011 год утверждены в пределах максимальных индексов.
Постановлением администрации Чигиринского сельсовета от 18.06.2010 N 101 утверждены размеры платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год для проживающих на территории Чигиринского сельсовета с.Чигири за горячее водоснабжение в размере 437, 53 руб./чел, за отопление в размере 45, 87 руб./кв.м.
Как установлено судом, и не опровергнуто заявителем жалобы, размер платы утвержден оспариваемым постановлением в рамках установленного приказом управления от 22.10.2010 N 120-пр предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (115% и 114%, в зависимости от благоустройства) на 2011 год (496,48:487,74*100=113,47%; 51,47:45,87*100=112,2%). Указанные индексы являются предметными величинами.
Обязанность применения исключительно максимального индекса нормативными правовыми актами не предусмотрена. Статьей 6 Закона N 184-ФЗ установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Проверка доводов кассационной жалобы показала, что заявитель жалобы предлагает установить суду кассационной инстанции обстоятельства дела с точки зрения возможного установления администрацией за пределами индекса максимального возможного установления тарифов ставок для проживающих на территории Чегиринского сельсовета.
Такие утверждения лишены правового обоснования, не подкреплены нормами закона, поэтому отклонены.
В жалобе по существу не приведено мотивов, в чем заключается неправильное применение арбитражным судом норм материального права, а учитывая пределы рассмотрения дела, полномочия суда третьей инстанции, предусмотренные статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ, решение арбитражного суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.07.2013 по делу N А04-2480/2013 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.С.Панченко |
Судьи |
Г.А. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.