г. Хабаровск |
|
28 ноября 2013 г. |
А24-1489/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Брагиной Т.Г.
Судей: Суминой Г.А., Трофимовой О.Н.
при участии
от заявителя: индивидуального предпринимателя Бадражан Светланы Эммануиловны - Бадражан С.Э., индивидуальный предприниматель;
от ответчика: администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - представитель не явился;
рассмотрел кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бадражан Светланы Эммануиловны
на решение от 11.06.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013
по делу N А24-1489/2013 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Довгадюк Д.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Номоконова Е.Н., Гуцалюк С.В., Гончарова А.В.
По заявлению индивидуального предпринимателя Бадражан Светланы Эммануиловны
к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
о признании недействительным решения
Индивидуальный предприниматель Бадражан Светлана Эммануиловна (ОГРНИП 304410127400113, далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании недействительным решения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1024101022010, место нахождения: 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 14; далее - администрация) об отказе во включении павильона "Комбат" площадью 78,4 кв.м в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленного письмом от 08.02.2013 N 01-02-02-01/407/13, и об обязании администрации включить названный павильон в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в ходе ее разработки.
Решением суда от 11.06.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа на предмет отмены состоявшихся по делу судебных актов, предпринимателем приводятся доводы о неправильном применении судебными инстанциями норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы также указывает на неприменение судом Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", который, по его мнению, подлежит применению. Считает, что администрацией создаются препятствия хозяйствующему субъекту в осуществлении его деятельности посредством необоснованного невключения спорного объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов, а также полагает ошибочным вывод судов об отсутствии у компетентного органа обязанности принятия подобного решения по инициативе собственников торговых объектов.
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержала.
Администрация в отзыве на жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 27.11.2013, после которого представители предпринимателя и администрации участия в заседании суда не принимали.
Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав пояснения предпринимателя, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для её удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, письмом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 08.02.2013 N 01-02-02-01/407/13 заявление предпринимателя Бадражан С.Э. о включении торгового павильона "Комбат" в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа оставлено без удовлетворения. В качестве оснований для отказа указано на отсутствие правоустанавливающих документов на размещение торгового объекта, выданных администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа, и на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Камчатского края по делу N А24-536/2008 от 07.05.2008, в соответствии с которым земельный участок, на котором расположен торговый объект, подлежит возврату администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Посчитав, что отказ администрации нарушает её право на осуществление предпринимательской деятельности по реализации товаров через торговый павильон, предприниматель Бадражан С.Э. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта.
В соответствии со статьями 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, нарушения прав и законных интересов предпринимателя не установил, правомерно исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При таком размещении учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Приказом Министерства сельского хозяйства и торговли Камчатского края от 08.11.2010 N 147 утверждён Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с данным Порядком размещение нестационарных торговых объектов осуществляется для нестационарных торговых объектов на земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 названного Порядка предусмотрено, что размещение и использование нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Из анализа приведённых выше норм следует, что правила размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой их размещения распространяются на случаи размещения торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В рассматриваемом случае судами установлено, что предприниматель Бадражан С.Э., обращаясь с заявлением в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа, ошибочно полагала, что принадлежащий ей торговый павильон "Комбат", расположенный на земельном участке между домами по ул. Ленинградской, д.74 и ул. Ленинградской, д.94, подлежит включению в схему размещения нестационарных торговых объектов. При этом судами установлено, что земельный участок, на котором расположен торговый павильон, в установленном земельным законодательством порядке (ст.ст.28, 30, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации) предпринимателю не предоставлялся, зарегистрированное право на торговый объект отсутствует.
Довод кассационной жалобы о неприменении судебными инстанциями к возникшим спорным отношениям положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" правового значения не имеет, поскольку заявитель, обращаясь в арбитражный суд, должен доказать наличие нарушенного права.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.06.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу N А24-1489/2013 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Брагина Т.Г. |
Судьи |
Сумина Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.