г. Хабаровск |
|
12 декабря 2013 г. |
А73-911/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Л.К. Кургузовой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Янтарь": Павлова Л.А., представитель по доверенности от 11.01.2013 б/н;
от контрольно-счетной палаты Ванинского муниципального района Хабаровского края: Митрошина Е.Г., представитель по доверенности от 12.03.2013 б/н; Минько А.А., председатель счетной палаты, паспорт;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Контрольно-счетной палаты Ванинского муниципального района
на решение от 30.04.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013
по делу N А73-911/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барилко М.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Харьковская Е.Г., Гричановская Е.В., Швец Е.А.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Янтарь"
к контрольно-счетной палате Ванинского муниципального района Хабаровского края
о признании незаконными действий
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Источник "Целебный"
об оспаривании решения и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
Общество с ограниченной ответственностью "Янтарь" (ОГРН 1082709000110, место нахождения: 682860, Хабаровский край, п.Ванино, ул.Чехова, 4; далее - ООО "Янтарь", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к контрольно-счетной палате Ванинского муниципального района (ОГРН 1122709000028, место нахождения: 682860, Хабаровский край, п.Ванино, пл. Мира, 1; далее - контрольно-счетная палата) о признании незаконными действий уполномоченного органа по назначению и проведению контрольного мероприятия "Проверка финансово-хозяйственной деятельности ООО "Янтарь" в период с 20.08.2012 по 25.09.2012.
Арбитражный суд Хабаровского края решением от 30.04.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013, заявленные требования удовлетворил. Действия уполномоченного органа по назначению и проведению контрольного мероприятия "Проверка финансово-хозяйственной деятельности ООО "Янтарь" в период с 20.08.2012 по 25.09.2012 признаны незаконными в связи с нарушением установленного законодательством порядка проведения проверки.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе контрольно-счетной палаты, полагающей, что судами неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем предлагает указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что выводы судебных инстанций о проведении контрольно-счетной палатой контрольного мероприятия, представляющего собой одну из форм внешнего муниципального контроля, не соответствует положениям статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и статье 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ).
При этом контрольно-счетная палата считает ошибочным вывод судов о применении к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 26.122008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), поскольку по мнению заявителя кассационной жалобы приоритетными являются положения Закона N 6-ФЗ, предусматривающие правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Кроме этого, по мнению заявителя кассационной жалобы из решения суда не ясно какие именно требования заявителя удовлетворены.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Янтарь" возражает против доводов жалобы, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу колледжа - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества, контрольно-счетной палаты поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобы и отзыве на нее.
В судебном заседании 04.12.2013 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 16 час. 40 мин. 11.12.2013.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
ООО "Янтарь" является хозяйственным межмуниципальным обществом, учрежденным в соответствии со статьями 51 и 68 Закона N 131-ФЗ муниципальными образованиями, в состав учредителей которого вошли, в том числе Ванинский муниципальный район Хабаровского края, городское поселение "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края, городское поселение "Рабочий поселок Октябрьский" Ванинского муниципального района Хабаровского края, сельское поселение "Поселок Токи" Ванинского муниципального района Хабаровского края с равными долями участия в уставном капитале по 25%.
В соответствии с пунктом 1.6 Устава общество осуществляет деятельность с использованием (эксплуатацией) муниципального и иного имущества на основании договоров аренды, доверительного управления или концессионных соглашений с собственниками данного имущества.
По договору аренды от 26.02.2008 N 30 обществу за плату было предоставлено во временное владение и пользование недвижимое и движимое имущество, находящееся в муниципальной собственности, для предоставлению услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению населению и прочим потребителям п.Ванино, п.Октябрьский, п.Токи Ванинского муниципального района.
Распоряжением контрольно-счетной палаты от 16.08.2012 N 01-04/29 "О проведении контрольно мероприятии" принято решение провести в период с 20.08.2012 по 25.09.2012 контрольное мероприятие "Проверка финансово-хозяйственной деятельности ООО "Янтарь" в соответствии с Программой контрольного мероприятия за периоды с 01.01.2011 по 31.12.2011, с 01.01.2012 по 30.06.2012.
Предметом контрольного мероприятия явились документы, регламентирующие деятельность общества; организация и состояние бухгалтерского учета и отчетности; соблюдение порядка учета и использования муниципального имущества, находящегося в пользовании предприятия, анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками; анализ себестоимости по видам производимых услуг; анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности с целью ревизии финансово-хозяйственной деятельности ООО "Янтарь".
Контрольно-счетная палата в письме от 17.08.2012 N 01-13/232 сообщила обществу о проведении в период с 20.08.2012 по 25.09.2012 контрольного мероприятия с просьбой обеспечить необходимые условия для работы сотрудников контрольно-счетной палаты и подготовить необходимые материалы для проверки. Указанное письмо вручено руководителю ООО "Янтарь" в день проведения проверки 20.08.2012.
В результате проведенного контрольного мероприятия в отношении общества заявителем кассационной жалобы составлены следующие акты:
- акт от 01.01.2012, составленный по результатам проверки организации и состояния бухгалтерского учета и отчетности;
- акт от 30.08.2012, составленный по результатам проверки реализации по видами производимых услуг;
- акт от 03.09.2012, составленный по результатам проверки поступления, расхода топлива для выработки тепловой энергии и горячего водоснабжения;
- акт от 24.09.2012, составленный по результатам проверки порядка отнесения затрат на производство при осуществлении хозяйственных операций.
Контрольно-счетной палатой составлен акт от 01.10.2012 о проведении контрольного мероприятия "Проверка финансово-хозяйственной деятельности ООО "Янтарь".
Не согласившись с действиями контрольно-счетной палаты по назначению и проведению контрольного мероприятия, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с положениями пункта 5 части 2 статьи 9 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования обеспечивает, в том числе контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 9 названного Федерального закона внешний муниципальный контроль осуществляется в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 1 Положения о контрольно-счетной палате Ванинского муниципального района Хабаровского края, утвержденного Решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 06.12.2011 N 203 (далее по тексту - Положение N 203) контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Согласно правилам пункта 3 статьи 8 Положения N 203 внешний финансовый контроль осуществляется контрольно-счетной палатой, в том числе в отношении организаций, использующих имущество, находящееся в муниципальной собственности Ванинского муниципального района.
Частью 1 статьи 11 Закона N 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля, руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
Судами установлено, что в силу части 2 статьи 17.1 Закона N 131-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами проведение контрольно-счетной палатой внеплановой проверки деятельности ООО "Янтарь".
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В силу положений части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Частью 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ, предусмотрено, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
Материалами дела подтверждается и судами установлено, что в нарушение требований части 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ решение о проведении проверки с органами прокуратуры не согласовано. В нарушение требований части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении проверки общество не было извещено не менее чем за 24 часа до начала её проведения. Допустимый частью 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверки контрольно-счетной палатой не соблюден.
Согласно части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ перечисленные выше нарушения отнесены к грубым нарушениям, которые в соответствии с частью 1 названной статьи судебными инстанциями правомерно положены в основу признания действий контрольно-счетной палаты по назначению и последующему проведению контрольного мероприятия "Проверка финансово-хозяйственной деятельности ООО "Янтарь" незаконными.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном применении судами к спорным правоотношениям положений Закона N 294-ФЗ подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку обжалуемых судебных актов, что недопустимо в суде кассационной инстанции.
Учитывая, что решение арбитражного суда принято по заявлению общества к контрольно-счетной палате о признании незаконными действий контрольно-счетной палаты Ванинского муниципального района Хабаровского края по назначению и проведению контрольного мероприятия "Проверка финансово-хозяйственной деятельности ООО "Янтарь" в период с 20.08.2012 по 25.09.2012, довод заявителя кассационной жалобы о неясности предмета спора подлежит отклонению как необоснованный.
Принимая во внимание, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.04.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 по делу N А73-911/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.