г. Хабаровск |
|
03 сентября 2014 г. |
Дело N А51-32858/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Л.К. Кургузовой
Судей: Н.В. Меркуловой, И.В. Ширяева
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Питерфлот" - Солодовников З.Б., представитель по доверенности от 15.10.2013 б/н;
от Находкинской таможни - Уварова Е.В., представитель по доверенности от 14.10.2013 N 11-32/33271; Шаповалов Е.А., представитель по доверенности от 19.09.2013 N 11-32/29999;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-экспедиторская фирма "Владивостоквнештранс" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Находкинской таможни на решение от 28.01.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу N А51-32858/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Г.Н. Палагеша, в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Н. Номоконова, С.В. Гуцалюк, А.В. Гончарова
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Питерфлот"
к Находкинской таможне
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Транспортно-экспедиторская фирма "Владивостоквнештранс"
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Питерфлот" (ОГРН 1077761203442, ИНН 7717601350, место нахождения: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (ОГРН 1022500713333, ИНН 2508025320, место нахождения: 692900, Приморский край, г. Находка, ул. Портовая, 17; далее - таможня) от 25.09.2013 N 107/4000/400/250913/Т0023 и требований от 09.10.2013 N 1753, N 1754, N 1755, N 1756 об уплате таможенных платежей.
К участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, определением от 18.12.2013 привлечено общество с ограниченной ответственностью Транспортно-экспедиторская фирма "Владивостоквнештранс" (далее - ООО ТЭФ "Владивостоквнештранс").
Решением от 28.01.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014, заявление удовлетворено. Суды пришли к выводу о доказанности факта использования обществом теплоходов "Шилка" и "Витим" в целях международной перевозки грузов и соответственно отсутствии правовых оснований для принятия таможней оспариваемого решения и выставления требований об уплате таможенных платежей.
В кассационной жалобе таможня просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
По мнению таможни, суды неполно выяснили все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, вывод судов о доказанности осуществления обществом международных перевозок грузов на судах "Шилка" и "Витим" не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Таможня считает, что фактически суда "Шилка" и "Витим" использовались для международной перевозки грузов компанией "Азия Шиппинг Лимитед" (Кипр), что подтверждается договорами перевозки грузов (фиксчюр-ноты), заключенными компанией с третьими лицами; получением оплаты за перевозку грузов; актами от 02.04.2012 об оказании услуг по сдаче спорных судов в аренду компании; данными бухгалтерского учета общества, согласно которым операции по использованию судов отражены как реализация обществом услуг компании "Азия Шиппинг Холдингз Лимитед"; дополнениями N 1 к Стандартным соглашениям Балтийского Международного морского комитета об эксплуатационном управлении судами, кодовое название "Шипмен 98" (далее - "Шипмен 98"), предусматривающих выплату обществу фиксированных платежей. Выплата компании агентского вознаграждения не предусмотрена и фактически не производилась.
Указанные обстоятельства, полагает таможня, в совокупности свидетельствуют о том, что фактически Соглашение "Шипмен 98" исполнялось на условиях аренды, суда "Шилка и "Витим" использовались в международной перевозке грузов компанией "Азия Шиппинг Холдингз Лимитед". Суды не дали оценку данным обстоятельствам в совокупности.
Кроме того, представленные таможней акты от 02.04.2012 об оказании услуг по сдаче спорных судов в аренду, судами не исследовались и оценка им не дана.
Общество просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 27.08.2014.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах общества на жалобу, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей таможни и общества, кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществом на таможенную территорию Российской Федерации на основании договоров фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) от 29.03.2011 и 19.04.2011, заключенных с компанией "ТАБАТА Шиппинг Инкорпорейшн" республика Либерия (собственник судов), ввезены самоходные морские суда "Шилка" и "Витим" для перевозки генеральных грузов. Арендная плата - 300 долл. США в сутки.
Суда задекларированы по ДТ N 10714060/170611/0002218, N 10714060/270611/0002371 в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза. При декларировании судов обществу предоставлена льгота по уплате таможенных пошлин на основании ст. 277 Таможенного кодекса Таможенного союза и пункта 23 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.210 N 331 " Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от оплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки.
Проведенной таможней проверкой соблюдения обществом ограничений по пользованию и распоряжению ввезенными по указанным ДТ товарами установлено, что общество 29.03.2011 и 19.04.2011 заключило с Кипрской компанией "Азия Шиппинг Холдингз Лимитед" Соглашения "Шипмен 98" об эксплуатационном управлении судами "Шилка" и "Витим". По условиям соглашений компания осуществляет полный менеджмент: обеспечение судна экипажем, техническое обслуживание, коммерческую эксплуатацию, организацию страхования или продажу судна, снабжение судна продовольствием, буксировку, сбор доходов и оплату расходов от имени судовладельца. Все средства, полученные управляющей компанией заносятся в кредит судовладельца, все расходы в дебет судовладельца. Соглашениями предусмотрен минимальный размер прибыли, которую компания обязуются обеспечить обществу за каждый месяц. При расчете прибыли за другой период применяется фиксированная ставка - 377, 60 долл. США в сутки. Управляющей компании за оказанные услуги предусмотрена выплата вознаграждения в размере 50 % от прибыли, полученной от эксплуатации судов.
Вместе с тем таможней установлено, что при оформлении паспортов сделок обществом представлены в уполномоченный банк часть 1 Соглашений "Шипмен 98", приложение "А" (характеристика судна) и дополнения N 1 к Соглашениям "Шипмен 98" от 29.03.2011 и 19.04.2011.
Согласно дополнениям компания "Азия Шиппинг Холдингз Лимитед" выплачивает обществу 377, 60 долл. США в сутки с учетом НДС за расчетный год по названным соглашениям при условии получения от общества счетов на указанную сумму. Часть 2 соглашений, содержащих условия о получении обществом дохода и выплате вознаграждения компании, в банк не представлены.
В паспортах сделок указан код вида заключенных с компанией "Азия Шиппинг Холдингз Лимитед" контрактов "3", что соответствует контрактам на выполнение резидентом работ, оказание услуг, для иностранной компании. В регистрах бухгалтерского учета общества операции по использованию спорных судов отражались как реализация услуг компании "Азия Шиппинг Холдингз Лимитед".
В актах от 02.04.2012 об оказании услуг по сдаче судов "Шилка" и "Витим" в аренду по Соглашению об эксплуатационном управлении судном "Шипмен 98", составленными обществом (судовладелец) и компанией "Азия Шиппинг Холдингз Лимитед" стороны указали, что судовладелец оказал услуги своевременно и в полном объеме. У управляющей компании к судовладельцу претензий не имеется.
Проанализировав заключенные компанией "Азия Шиппинг Холдингз Лимитед" с третьими лицами договоры на перевозку грузов, фрахтовые инвойсы, выставленные компанией отправителям грузов на оплату услуг по перевозке, таможней установлено, что компания при заключении договоров выступала в качестве судовладельца и диспонентного судовладельца теплоходов "Шилка" и "Витим". Фрахт за перевозку грузов перечислен отправителями грузов компании "Азия Шиппинг Холдингз Лимитед" за период временного ввоза судов в размере 1.424.590,81 долл. США и 1.414.346,47 долл. США. Обществу, по утверждению таможни, перечислен фисированный платеж в размере 377,60 долл. за сутки, вне зависимости от полученного дохода.
Данные обстоятельства, по мнению таможни, свидетельствует о том, что фактически общество оказывало услуги компании "Азия Шиппинг Холдингз Лимитед" за оказание которых компания выплачивала обществу фиксированные платежи, исходя из указанной в соглашениях суточной ставки за использование судов.
По результатам проверки таможней 25.09.2013 принято решение N 10714000/400/2509/Т0023 об отказе предоставления обществу полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении судов "Шилка" и "Витим", помещенных под таможенную процедуру временного ввоза в связи с нарушением условий использования льгот.
На основании решения обществу и таможенному представителю ООО ТЭФ "Владивостоквнештранс" выставлены требования от 09.10.2013 N 1753, N 1754, N 1755, N 1756 об уплате таможенных платежей.
Не согласившись с решением таможни, требованиями об уплате таможенных платежей, общество оспорило их в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что компания при заключении договоров перевозки грузов действовала как агент общества, что подтверждается, по мнению судов, договорами перевозки грузов от 09.08.2011, 31.08.2011, 22.03.2012, 13.12.2011, которые подписаны компанией "Азия Шиппинг Лимитед" как "за и от лица владельца в качестве агента". Соглашениями "Шипмен 98" предусмотрено получение обществом прибыли от коммерческой эксплуатации судов. Непредставление в уполномоченный банк при оформлении паспортов сделок части 2 соглашений "Шипмен 98" в которых содержатся условия о получении обществом доходов от использования спорных судов и выплате вознаграждения компании за оказание услуг по управлению судами, а также указание в паспортах сделок кодов вида контрактов "3", не свидетельствует об изменении порядка расчетов и не подтверждает оказание обществом услуг нерезиденту-компании "Азия Шиппинг Холдингз Лимитед". Паспорта сделок в силу ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании и валютном контроле) используется в целях осуществления валютного контроля и не имеют значения для таможенного контроля.
Кроме того, суды сослались на подтверждение использования судов обществом заключенным с ООО "Дальмарин" соглашением от 20.03.2011 на комплектование спорных судов экипажем.
Поскольку оспариваемое решение таможни признано недействительным, соответственно признаны недействительными требования, выставленные обществу на основании решения.
Между тем суд кассационной инстанции считает обоснованным довод таможни о том, что при рассмотрении дела судами не дана оценка дополнениям N 1 к соглашениям "Шипмен 98" от 29.03.2011 и 19.04.20144, имеющимися в материалах дела, согласно которым расчеты по соглашениям "Шипмен 98" будут осуществляться в порядке, предусмотренном названными дополнениями, не предусматривающими выплату вознаграждения управляющей компании и получение обществом прибыли; не дана оценка данным бухгалтерского учета и актам от 02.04.2012 об оказании услуг по сдаче спорных судов в аренду компании "Азия Шиппинг Холдингз Лимитед".
Суд кассационной инстанции в силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении судов первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Неисследование судами всех имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
Кроме того, вывод судов о том, что указание в паспортах сделок кода вида контракта "3" не имеет правового значения для таможенного контроля, неоснователен, поскольку таможенное оформление товаров является конечным этапом внешнеторговой операции и невозможно без осуществления валютного контроля.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела подлежит исследовать в полном объеме все обстоятельства, изложенные в настоящем постановлении, в совокупности и с учетом установленного рассмотреть заявленные требования общества.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.01.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу N А51-32858/2013 Арбитражного суда Приморского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.