г. Хабаровск |
|
10 ноября 2008 г. |
Дело N А04-4605/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: И.А.Тарасова, Н.А.Комиссаровой
при участии
от истца: представители не явились
от ответчиков: представители не явились
от третьих лиц: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 26.08.2008
по делу N А04-4605/08-10/345
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья О.А.Шишов; в суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось
По иску общества с ограниченной ответственностью "Белогорские коммунальные сети"
к Муниципальному учреждению "Отдел образования администрации муниципального образования Белогорского района", Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ3-е лицо: Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района
о взыскании 425 207 руб. 22 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Белогорские коммунальные сети" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Муниципальному учреждению "Отдел образования администрации муниципального образования Белогорского района", Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ о взыскании 425 207 руб. 22 коп., составляющих убытки от предоставления льгот педагогическим работникам по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных за период с 18.01.2007 по 31.12.2007.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района.
Решением суда от 26.08.2008 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ взысканы убытки в сумме 425 207 руб. 22 коп. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "Об образовании", не передавались. В отношении остальных ответчиков производство по делу прекращено, в связи с отказом от иска к ним.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого по делу судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области, в которой заявитель указывает на то, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
От ООО "Белогорские коммунальные сети" поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный, а кассационную жалобу без удовлетворения, а также просит рассмотреть дело без участия его представителя.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО "Белогорские коммунальные сети" и МУ "Отдел образования администрации муниципального образования Белогорского района" заключен договор от 18.01.2007 N 2/84 на предоставление льгот по жилищно-коммунальным услугам согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" от 05.12.2005 N 99-ОЗ.
В период с 18.01.2007 по 31.12.2007 истец во исполнение данного договора предоставил льготы по ЖКУ педагогическим работникам, проживающим в Белогорском районе, в результате чего у него образовались убытки в сумме 425 207,22 руб.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления указанных расходов истца явилось основанием обращения с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом, в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
В связи с чем, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При этом судом установлено, что из федерального бюджета в 2007 году денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту РФ не передавались.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств областного бюджета, судом кассационной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 425 207 руб. 22 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.08.2008 по делу N А04-4605/08-10/345 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
И.А.Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.