г.Хабаровск |
|
14 ноября 2008 г. |
Дело N А04-2857/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: И.А.Тарасова, Н.А.Комиссаровой
при участии
от истца: представители не явились
от ответчиков: представители не явились
от третьих лиц: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 21.07.2008
по делу N А04-2857/08-8/78
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Т.А.Корниенко; в суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось
По иску Ивановского муниципального унитарного топливного предприятия
к Министерству финансов Амурской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ3-и лица: администрация Ивановского района, Отдел образования администрации Ивановского района, МУЗ Ивановская Центральная районная больница
о взыскании 1 317 643 руб. 10 коп.
Ивановское муниципальное унитарное топливное предприятие обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Амурской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 1 317 643 руб. 10 коп., составляющих убытки от предоставления педагогическим и медицинским работникам льгот по доставке твердого топлива (угля).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Ивановского района, Отдел образования администрации Ивановского района, МУЗ Ивановская Центральная районная больница.
Решением суда от 21.07.2008 с Амурской области в лице Минфина Амурской области за счет средств казны Амурской области взыскано 386 636 руб. 10 коп. убытков в связи с предоставлением льгот медицинским работникам, с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации взыскано 950 007 руб. убытков в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам,
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого по делу судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области, в которой заявитель не согласен со взысканием с него убытков, возникших в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
От истца поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, а также ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемых судебных актов проверяется кассационной инстанцией в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец во исполнение договора от 01.01.2007 N 15/1, заключенного с Отделом образования администрации Ивановского района, в период с 01.10.2007 по 31.12.2007 предоставил педагогическим работникам льготы по оплате услуг по доставке твердого топлива (уголь) согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" от 05.12.2005 N 99-ОЗ.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца явилось основанием обращения с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом, в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
В связи с чем, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При этом судом установлено, что из федерального бюджета в 2007 году денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту РФ не предоставлялись.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область в спорный период финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки, связанные с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 950 007 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.07.2008 по делу N А04-2857/08-8/78 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
И.А.Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.