г. Хабаровск |
|
29 апреля 2008 г. |
Дело N А04-3283/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: А.Н.Барбатова
Судей: Т.Н.Карпушиной, М.М.Саранцевой
при участии
от истца: представитель не явился
от ответчика: Катаев А.Б. - представитель по доверенности от 18.02.2008 б/н
от третьих лиц: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Благовещенскагротехснаб"
на решение от 23.11.2007 Арбитражного суда Амурской области, постановление от 04.02.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда
по делу N А04-3283/07-23/134
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.П.Косарева,
в апелляционном суде судьи: Л.Г.Малышева, Е.В.Гричановская, А.А.Тихоненко
По иску администрации Благовещенского района Амурской области
к закрытому акционерному обществу "Благовещенскагротехснаб"
третьи лица: Министерство финансов Амурской области, финансовое управление администрации Благовещенского района, государственное унитарное предприятие "Агро"
о взыскании 712 076 рублей
Администрация Благовещенского района Амурской области обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к закрытому акционерному обществу "Благовещенскагротехснаб" (далее - общество) о взыскании 712 076 руб. (с учетом уменьшения размера исковых требований), составляющих задолженность по рассроченным централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах и переоформленным в государственный внутренний долг Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 24.04.1995 N 46-ФЗ "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение, реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Амурской области, финансовое управление администрации Благовещенского района, ГУП "Агро".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.11.2007 иск удовлетворен на сумму 712 076 руб.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2008 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждаются факт выдачи ответчику рассроченного централизованного кредита на сумму 949 456 руб. (здесь и далее - деноминированных); частичное погашение ответчиком в 2000 году 664 400 руб., составляющих сумму задолженности по централизованному кредиту за 1998-1999 г.г. (237 380 руб.) и процентов за пользование им с 1995 года по 1999 год (427 064 руб.); и остаток долга по централизованному кредиту в размере 712 076 руб., который ответчик в силу статьи 309 ГК РФ должен уплатить истцу согласно обязательству от 22.06.1995 и другим документам, которыми вышеуказанная задолженность переоформлена во внутренний государственный долг Российской Федерации.
В кассационной жалобе ЗАО "Благовещенскагротехснаб" просит решение от 23.11.2007 и постановление от 04.02.2008 отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в ином составе судей.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что доказательства выдачи обществу централизованного кредита в 1992-1994 годах в деле отсутствуют. Суды не исследовали факт получения обществом централизованного кредита и соглашение между Министерством финансов РФ и финансовым органом об обязательствах по погашению государственного долга; неправильно применили пункт 14 Постановления Правительства РФ от 10.03.1995 N 240, согласно которому общество не относится к лицам, на которых распространяется действие данного Постановления. Другие заявленные истцом основания иска (постановление главы администрации Амурской области от 26.07.1995 N 362, соглашение между финансовым управлением администрации Амурской области и администрацией Благовещенского района) также не порождают обязательства общества перед истцом по выплате спорной суммы. По мнению заявителя жалобы, у общества нет обязательств перед истцом по погашению задолженности по централизованным кредитам. Расчет суммы иска произведен истцом с нарушением статьи 71 Федерального закона от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" и без учета условий договора от 27.12.2000 N 64, заключенного между обществом и финансовым управлением администрации Благовещенского района. Суды не применили статью 87 ФЗ от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", согласно которой признана утратившей силу статья 2 ФЗ от 24.04.1994 N 46-ФЗ в части начисления и выплаты процентов за обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации, поэтому заявитель жалобы считает, что указанные проценты не должны начисляться за весь период действия переоформленной задолженности, и оплаченные им в 2000 году в порядке зачета 664 400 руб. полностью должны быть отнесены на погашение основного долга. Исходя из этого общество признает за собой остаток задолженности лишь в размере 285 056 руб.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители истца и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным факт получения ответчиком в 1992-1994 годах централизованного кредита на сумму 949 456 руб.
Доказательствами, подтверждающими указанный факт, арбитражные суды признали письмо Банка России от 26.07.2007; выписки из лицевых счетов по учету задолженности общества по централизованным кредитам по состоянию на 22-23.06.1995, представленные Амурским региональным филиалом АК "Агрокомбанк"; реестр долговых обязательств, заключенных ссудозаемщиками по рассрочке централизованных кредитов (приложение N 1 к постановлению главы администрации Амурской области от 26.07.1995 N 362): обязательство общества от 22.06.1995, данное администрации Благовещенского района, об уплате в течение 1998-2005 годов долга по централизованному кредиту в размере 949 456 руб.
Дав оценку указанным доказательствам в совокупности, судебные инстанции, несмотря на отсутствие первичных документов о перечислении ответчику суммы централизованного кредита, сделали обоснованный вывод о получении обществом централизованного кредита и о наличии у него обязательства по возврату централизованного кредита, переоформленного в государственный внутренний долг Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что при отсутствии документов о перечислении заемщику средств централизованного кредита вывод арбитражного суда о наличии у ответчика спорного обязательства является безосновательным, по существу направлены на переоценку доказательств и выводов арбитражного суда, что противоречит требованиям статьи 286 АПК РФ о пределах рассмотрения дела в суде кассационной инстанции. В связи с этим указанные доводы ответчика судом кассационной инстанции отклоняются. Его же доводы о том, что суды не исследовали факт получения обществом кредита и доказательства в подтверждение этого, опровергаются материалами дела.
Признав доказанным факт получения ответчиком кредита за счет централизованных источников Центрального Банка РФ, арбитражный суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд также установили факт переоформления задолженности ответчика по данному кредиту в государственный внутренний долг Российской Федерации и переход права требования уплаты этого долга к администрации Благовещенского района.
Основанием для этого послужили исследованные судом и получившие его оценку доказательства.
Так, соглашением от 22.06.1995, заключенным между Министерством финансов РФ и администрацией Амурской области на основании ФЗ "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение, реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности", администрация Амурской области переоформила на себя обязательства сельскохозяйственных и других организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации, расположенных на территории Амурской области, по централизованным кредитам, представленным в 1992 - 1994 годах, и процентам по ним, не имеющим источников возврата задолженности.
В свою очередь администрация Амурской области гарантировала Министерству финансов РФ уплату за счет средств областного бюджета уплату в течение 8 лет, начиная с 1998 года, средств, необходимых для погашения и обслуживания государственного внутреннего долга, образовавшегося в связи с переоформлением задолженности организаций по централизованным кредитам и процентам по ним (пункт 1, 2 постановления главы администрации Амурской области от 26.07.1995 N 362).
Постановлением главы Администрации Амурской области от 26.07.1995 N 362 утвержден перечень организаций, в отношении которых подлежит переоформлению задолженность, и реестр долговых обязательств, в которых указан правопредшественник ответчика с суммой долгового обязательства 949 500 руб.
Этим же постановлением дано поручение администрациям городов и районов области заключить договоры с ссудозаемщиками о возврате кредитов и процентов по ним.
По обязательству от 22.06.1995, данному администрации Благовещенского района, ответчик принял на себя обязанность уплатить в течение 8 лет, начиная с 1998 года, 949 456 руб.
Поскольку указанные документы в соответствии со статьей 71 АПК РФ расценены судами как доказательства, подтверждающие переоформление долга ответчика по централизованному кредиту и переход права требования долга к администрации Благовещенского района, то вывод арбитражных судов об удовлетворении иска на сумму долга с учетом его частичного погашения путем зачета в 2000 году на сумму 664 400 руб. соответствует требованиям ст. 309 ГК РФ, нормативным правовым актам о переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам во внутренний долг Российской Федерации, а также установленным судом обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении арбитражными судами пункта 14 Постановления Правительства РФ от 10.03.1995 N 240, статьи 71 Федерального закона от 26.03.1998 N 42-ФЗ, статьи 87 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ основаны на ошибочном толковании указанных норм и опровергаются материалами дела.
Заявляя о том, что ЗАО "Благовещенскагротехснаб" не относится к предприятиям и организациям, на которые распространяется Постановление Правительства РФ от 10.03.1995 N 240, общество не представило доказательств этого, а из материалов дела данное обстоятельство не усматривается.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23.11.2007 Арбитражного суда Амурской области, постановление от 04.02.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А04-3283/07-23/134 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н.Барбатов |
Судьи |
Т.Н.Карпушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.