г. Хабаровск |
|
17 марта 2008 г. |
Дело N А16-811/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: В.М. Голикова
Судей: И.Ю. Шишовой, И.С. Панченко
при участии
от закрытого акционерного общества "Известковый завод" - представитель не явился
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области - Осипович В.Г. представитель по дов. от 14.02.2008 б/н
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области на решение от 04.12.2007 по делу А16-811/2007-2 Арбитражного суда Еврейской автономной области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Волкова М.О.
по заявлению закрытого акционерного общества "Известковый завод"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области, 3-е лицо Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Еврейской автономной области
о признании незаконным бездействия налогового органа
В Арбитражный суд Еврейской автономной области обратилось закрытое акционерное общество "Известковый завод" с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области, выразившегося в отказе возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на общую сумму 130 192,95 руб., о возврате излишне уплаченных взносов на указанную сумму и взыскании процентов за несвоевременный их возврат.
Заявлением от 09.10.2007 ЗАО "Известковый завод" свои требования изменило, и просило признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неперечислении на расчетный счет общества переплат в сумме 91 146,75 руб., из которых: 59 910,52 руб. составляют налоги, 31 239,23 руб. переплата по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, а также просило взыскать с инспекции в пользу общества проценты за несвоевременный возврат переплат по налоговым обязательствам в сумме 2 280,30 руб.
Определением от 11.10.2007 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Еврейской автономной области.
Решением суда от 04.12.2007 требования ЗАО "Известковый завод" удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области, выразившееся в неперечислении на расчетный счет закрытого акционерного общества "Известковый завод" переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 31 239,23 руб., обязал налоговый орган возвратить ЗАО "Известковый завод" указанную сумму переплаты, взыскал с инспекции в пользу ЗАО "Известковый завод" проценты, предусмотренные ст. 78 НК РФ, в сумме 2 849,34 руб. Суд также взыскал в пользу ЗАО "Известковый завод" проценты по день фактического возврата заявителю страховых взносов, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в дни нарушения срока возврата.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган предлагает решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Известковый завод" отказать.
Заявитель жалобы считает, что инспекция не вправе возвращать излишне уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны лишь принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
Кроме того, заявитель жалобы считает, что суд неправомерно применил пункт 10 ст. 78 НК РФ, так как правила, установленные данной правовой нормой, применяются лишь в отношении налогов, авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов. Страховые взносы пенсионного страхования в данной статье не названы и распространение ее действия на них является неправомерным.
Изложенные в жалобе доводы представитель налогового органа поддержал в заседании суда кассационной инстанции.
Представители ЗАО "Известковый завод" и третьего лица в заседании суда кассационной инстанции не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и не нашёл оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Известковый завод" обратилось в Межрайонную инспекцию ФНС России N 1 по ЕАО с заявлением от 21.06.2007 N 08 о возврате переплаты налогов и сборов в общей сумме 276 874,57 руб.
Налоговый орган 19.07.2007 направил в адрес акционерного общества извещение N 2019 о частичном зачете недоимок за счет сумм переплат по этим же налогам.
При рассмотрении спора суд установил, что фактически ЗАО "Известковый завод" имеет переплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 31 400,15 руб., однако плательщик взносов заявил к возврату 31 239,23 руб.
Письмом от 20.07.2007 N 09-07/6232 налоговый орган отказал ЗАО "Известковый завод" в возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, сославшись на то, что данные взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ. Размер переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование налоговый орган не оспорил.
Статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
Согласно статье 2 Федерального закона N 115-ФЗ от 15.08.1996 "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) администраторы поступлений в бюджет осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в ред. от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Это же положение закреплено Приказом Министерства финансов РФ "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" от 10.12.2004 N 114н (приложение N11).
Таким образом, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
Поскольку Федеральный закон N 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению нормы главы 12 Налогового кодекса РФ.
Суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.
Согласно пункту 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Правила, предусмотренные указанной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, суд правомерно удовлетворил требования ЗАО "Известковый завод" о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате страховых взносов в сумме 31 239,23 руб.
Также правомерно суд взыскал с налогового органа в пользу ЗАО "Известковый завод" проценты за несвоевременный возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 849, 34 руб., так как согласно пункту 10 ст. 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В силу указанной нормы проценты за несвоевременный возврат переплаты по страховым взносам подлежат взысканию по день фактического возврата суммы переплаты плательщику страховых взносов, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в дни нарушения срока возврата (10 % годовых).
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.12.2007 по делу А16-811/2007-2 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Голиков |
Судьи |
И.Ю. Шишова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.