г. Хабаровск |
|
1 декабря 2008 г. |
Дело N А73-13733/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 декабря 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: А.Н.Барбатова
Судей: М.М.Саранцевой, О.Г.Красковской
при участии
от администрации сельского поселения "Село Некрасовка": Разумовская Н.Н., представитель по юридическим вопросам, доверенность от 11.07.2008 N 403/3-3
от администрации Хабаровского муниципального района: Безрукова А.Г., начальник юридического отдела, доверенность от 24.12.2007
N 3-11/2303
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района
на решение от 26.06.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008
по делу N А73-13733/2007-17
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Н.Захаренко,
в апелляционном суде судьи: Е.Н.Головнина, С.Б.Ротарь, А.А.Тихоненко
По иску муниципального образования сельское поселение "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района
к Хабаровскому муниципальному району Хабаровского края в лице администрации, Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района Хабаровского края
третьи лица: Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю
о признании права собственности
Администрация сельского поселения "Село Некрасовка" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Хабаровскому муниципальному району Хабаровского края в лице администрации (далее - муниципальный район), Комитету по управлению имуществом и экономике администрации Хабаровского муниципального района (далее - Комитет) об обязании передать из собственности муниципального района во владение, пользование и распоряжение сельского поселения муниципального имущества, необходимого для решения вопросов местного значения, с последующим оформлением права собственности на данное имущество.
Иск принят к производству арбитражного суда и делу присвоен N А73-2440/2006-30.
К участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование сельское поселение "Село Некрасовка" в лице администрации сельского поселения (далее - сельское поселение).
Сельским поселением заявлено требование о признании права собственности на объект недвижимости - тепловые сети, расположенные в с.Некрасовка Хабаровского района, от границ раздела с ОАО "Хабаровскэнерго" по ул.Ленина в границах зданий 1-40; от здания N 1 по ул.Бойко-Павлова до пересечения с ул.Мира в границах зданий 17-44 по ул.Мира; по ул.Школьной в границах зданий 1-38; по переулку Больничному в границах зданий 3-7; по ул.Партизанской в границах зданий 1-16; по ул.Комсомольской в границах зданий 4-20; по ул.Солнечной в границах зданий 1-8; по ул.Пионерской в границах зданий 1-10.
Требование муниципального образования обосновано тем, что указанный объект необходим сельскому поселению для решения возложенных на него задач и подлежит передаче в собственность муниципального образования на основании статей 1, 2, 14, 15, 50, 85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Определением от 05.12.2007 данное требование сельского поселения выделено в отдельное производство с присвоением делу N А73-13733/2007-17.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных отношений Хабаровского края и Российская Федерация в лице Территориального управления по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю.
Решением от 26.06.2008 в удовлетворении требований сельского поселения отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что сельское поселение не представило доказательств, подтверждающих наличие оснований для признания его собственником спорных объектов в соответствии с нормами ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что в силу статей 14, 15, 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 52 ФЗ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" спорное имущество необходимо для реализации сельским поселением, возложенных на него полномочий, поэтому подлежит передаче в собственность сельского поселения. Кроме того, указано на то, что отсутствие механизма разграничения имущества между сельским поселением и муниципальным районом не является препятствием для реализации права сельского поселения и на приобретение в собственность указанного имущества.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель сельского поселения поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Представитель муниципального района выразил мнение о законности обжалуемых судебных актов и просил оставить их без изменения.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Статьей 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены перечни муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципального района и сельского поселения.
Согласно пункту 11.1 статьи 154 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Суды установили, что предметом рассматриваемого требования сельского поселения являются тепловые сети, принадлежащие муниципальному району. Следовательно, в силу указанных выше норм права вопрос о передаче данного имущества в собственность сельского поселения подлежит разрешению в соответствии с порядком, утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Однако на момент рассмотрения спора такой порядок органом государственной власти Хабаровского края не утвержден.
Отсутствие установленного на законодательном уровне механизма отнесения муниципального имущества к собственности сельского поселения препятствует признанию в судебном порядке права собственности сельского поселения на отдельные объекты, принадлежащие муниципальному району, в связи с чем у арбитражных судов не имелось оснований для удовлетворения иска.
Ссылка заявителя жалобы на наличие оснований для признания за сельским поселением вещных прав на спорный объект в силу норм ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку реализация сельским поселением права на получение в собственность объектов, принадлежащих муниципальному району, возможна только при условии утверждения соответствующего порядка передачи имущества и согласования перечня имущества, подлежащего передаче.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, поэтому обжалуемые судебные акты не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.06.2008, постановление от 03.09.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-13733/2007-17 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н.Барбатов |
Судьи |
М.М.Саранцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.