г. Хабаровск |
|
08 сентября 2014 г. |
Дело N А51-22753/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.О. Никитина
Судей: Я.В. Кондратьевой, А.А. Шведова
при участии:
от истца: Ю.В. Борисовой, представителя по доверенности от 13.01.2014,
от ответчика: В.С. Панфиловой, представителя по доверенности от 20-30-11-30/72,
от третьего лица: представитель не явился
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 28.11.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А51-22753/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.А. Жестилевская, в апелляционном суде судьи: Н.А. Скрипка, А.В. Ветошкевич, С.Б. Култышев
По иску администрации города Владивостока
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третье лицо: Департамент финансов Приморского края
о взыскании 9 248 100,50 руб.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Владивостока (далее - Администрация, истец; ОГРН: 1022501302955, ИНН: 2504001783; место нахождения: 690950, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, 20) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ; ОГРН: 1037739085636, место нахождения: 109097 г. Москва ул. Ильинка д. 9 копр. стр. 1), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю; ОГРН: 1022501312041, ИНН: 2536052276; место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток ул. Светланская д. 69) о взыскании 9 248 100,50 руб., составляющих компенсацию стоимости жилых помещений, предоставленных инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Определением от 24.10.2013 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент финансов Приморского края.
Решением суда от 28.11.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе УФК по Приморскому краю просит принятые по делу решение и постановление судов отменить.
В обоснование жалобы ее заявитель ссылается на то, что Российская Федерация исполнила взятые на себя обязательства в полном объеме, недостаточность выделенных из федерального бюджета денежных средств на указанные цели документально не подтверждена, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований за счет казны Российской Федерации не имелось. Кроме того, в данном случае Департамент финансов Приморского края является надлежащим лицом, представляющим интересы ответчика. Заявитель жалобы также указывает на необоснованность взысканной суммы, и на то, что жилые помещения, предоставленные инвалидам, не выбыли из собственности истца.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представитель ответчика поддержала доводы кассационной жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Представитель Администрации в судебном заседании не согласилась с доводами, в ней изложенными, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ без участия представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность решения от 28.11.2013 и постановления от 03.03.2014 с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены (изменения) отсутствуют.
Как установлено арбитражными судами, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда от 21.03.2011 по делу N 2-931/11 частично удовлетворены требования Ротовой Глины Мустафовны. Суд обязал Администрацию предоставить несовершеннолетним Ротовой Аделине Руслановне, 1998 года рождения, и Ротову Янушу Руслановичу, 2000 года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью из расчета: на каждого из указанных детей не менее 15 метров и не более 36 метров.
Во исполнение указанного судебного акта Администрацией издано постановление от 01.02.2012 N 336, согласно которому квартира N 364 общей площадью 67 кв.м в доме N 15 по ул. Ладыгина предоставлена Ротовой А.Р. (состав семьи два человека: Ротова А.Р., Ротов Я.Р.). Указанная квартира на основании решения малого Владивостокского городского Совета от 25.03.1992 N 182 внесена в реестр муниципальной собственности.
Между Администрацией в лице Управления по учету и распределению жилой площади (наймодатель) и Ротовой А.Р. (наниматель) 16.02.2012 заключен договор социального найма жилого помещения N 198, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности общей площадью 67 кв.м., по адресу: ул. Ладыгина, д. 15, кв. 364.
В соответствии с протоколом N 14 от 10.04.2012 на основании заявления Ротовой Г.М., матери несовершеннолетних Ротовой А.Р. и Ротова Я.Р., в вышеуказанную квартиру в качестве членов семьи вселены Ротова Г.М. и Кемалов М.Н., сын Ротовой Г.М., договор социального найма N 511 заключен с Ротовой Г.М. 18.04.2012.
10.12.2012 между Администрацией г. Владивостока с одной стороны и Ротовой Г.М., Ротовой А.Р., Ротовым Я.Р., Кемаловым М.Н. с другой стороны, заключен договор N 120654 передачи квартир (домов) в собственность граждан, согласно которому Администрация передала указанным физическим лицам в общую долевую собственность квартиру площадью 67 кв.м. по адресу: ул. Ладыгина, д. 15, кв. 364.
В соответствии с данными, предоставленными письмом от 24.04.2012 N 51-10/429 Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, средняя цена одного квадратного метра общей площади квартир на вторичном рынке, сложившейся в I квартале 2012 года, составила 70 129 руб. за квадратный метр. Таким образом, стоимость предоставленной квартиры составила 4 698 643 руб.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда от 13.10.2011 по делу N 24183/11 частично удовлетворены требования Пушкиной Инессы Александровы. На Администрацию была возложена обязанность предоставить Пушкиной Инессе Александровне, Пушкину Артуру Александровичу и Пушкиной Авроре Михайловне - семье, имеющей ребенка-инвалида, благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух жилых комнат в границах Владивостокского городского округа за исключением островных территорий и с. Береговое, общей площадью не менее 60 кв.м.
Во исполнение указанного судебного акта Администрацией издано постановление от 08.06.2012 N 2212, согласно которому Пушкиной И.А. (состав семьи три человека - Пушкина И.А., Пушкин А.А., Пушкина А.М.) предоставлена квартира N 4 общей площадью 62,3 кв.м в доме N 43 по ул. Постышева. Указанная квартира на основании решения малого Владивостокского городского Совета от 25.03.1992 N 182 внесена в реестр муниципальной собственности.
Между Администрацией (наймодатель) и Пушкиной И.А. (наниматель) 13.07.2012 заключен договор социального найма жилого помещения N 1088, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящее в муниципальной собственности, общей площадью 62,3 кв.м по адресу: ул. Постышева, д. 43, кв. 4.
Как следует из письма от 18.10.2012 N 51-10/1017 Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, средняя цена одного квадратного метра общей площади квартир на вторичном рынке, сложившейся в III квартале 2012, составила 73 025 руб. за квадратный метр. Таким образом, стоимость предоставленной квартиры составила 4 549 457,50 руб.
Считая, что расходы, понесенные в связи с исполнением вышеуказанных судебных актов Ленинского районного суда г. Владивостока, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрена возможность установления федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
На основании части 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", лица, страдающие заболеваниями из утвержденного Перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005.
Таким образом, данные положения предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Вместе с тем, отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
По общим правилам, установленным статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных норм права при рассмотрении судом данных исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений инвалидам, однако федеральный орган государственной власти расходы на выполнение названных полномочий истца за счет средств казны Российской Федерации не компенсировал.
Доказательств того, что ответчиком субъекту Российской Федерации - Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края или органу местного самоуправления в рассматриваемый период были выделены финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, Минфином РФ не представлено.
Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Минфин РФ (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), и правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе влекущих отмену судебных актов по безусловным основаниям, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты отмене, а кассационная жалоба удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.11.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А51-22753/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.О. Никитин |
Судьи |
Я.В. Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.