г. Хабаровск |
|
1 декабря 2008 г. |
Дело N А73-2440/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 декабря 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: А.Н.Барбатова
Судей: М.М.Саранцевой, О.Г.Красковской
при участии
от администрации сельского поселения "Село Некрасовка": Разумовская Н.Н., представитель по юридическим вопросам, доверенность от 11.07.2008 N 403/3-3
от администрации Хабаровского муниципального района: Безрукова А.Г., начальник юридического отдела, доверенность от 24.12.2007
N 3-11/2303
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района
на решение от 30.05.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008
по делу N А73-2440/2006-30/17
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Н.Захаренко,
в апелляционном суде судьи: Е.Н.Головнина, С.Б.Ротарь, А.А.Тихоненко
По иску администрации сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района
к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района Хабаровского края
третьи лица: Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю
о признании права собственности
Администрация сельского поселения "Село Некрасовка" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Комитету по управлению имуществом и экономике администрации Хабаровского муниципального района (далее - Комитет) об обязании передать из собственности Хабаровского муниципального района во владение, пользование и распоряжение сельского поселения "Село Некрасовка" муниципальное имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, с последующим оформлением права собственности на данное имущество и об обязании Комитета изготовить технические паспорта.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Хабаровский муниципальный район в лице администрации Хабаровского муниципального района (далее - муниципальный район), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (определения суда от 16.05.2006 и от 29.08.2006).
Решением от 21.12.2006 иск администрации удовлетворен частично: на муниципальный район возложена обязанность передать в собственность сельского поселения объекты, передача которых согласована между истцом и ответчиками. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.02.2007 решение отменено, производство по делу прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.06.2007, принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование сельское поселение "Село Некрасовка" (далее - сельское поселение).
Определением от 01.11.2007 прекращено производство по иску администрации к администрации Хабаровского муниципального района и Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района Хабаровского края в связи с отказом истца от исковых требований.
При этом определением от 05.12.2007 в рамках настоящего дела оставлены на рассмотрение самостоятельные требования третьего лица - муниципального образования сельское поселение "Село Некрасовка" о признании права собственности в отношении нежилых помещений согласно приложению N 3 к исковому заявлению.
Определением от 07.05.2008 прекращено производство по делу по иску сельского поселения в части требования о признании права собственности в отношении нежилого функционального помещения, расположенного в с.Некрасовка по ул.Ленина, 34; нежилого функционального помещения, расположенного в с.Некрасовка по ул.Ленина, 28; нежилого функционального помещения, расположенного в с.Некрасовка по ул.Ленина, 26; нежилого функционального помещения, расположенного в с.Некрасовка по ул.Бойко-Павлова, 3; нежилого функционального помещения, расположенного в с.Некрасовка по ул.Школьной, 15, в связи с отказом сельского поселения от иска о признании права собственности в отношении указанных объектов.
До принятия судом решения сельское поселение отказалось от требований о признании права собственности на пять объектов недвижимости, расположенных в селе Некрасовка: здание головной насосной станции по ул.Ленина, 1а и функциональные (встроенные) помещения по ул.Бойко-Павлова, 7, 13, по ул.Школьной, 22, 23.
Сельским поселением заявлено требование о признании права собственности на здание гаража для машин и РММ, расположенное в с.Некрасовка по ул.Ленина, 7.
Требование муниципального образования обосновано тем, что указанный объект необходим сельскому поселению для решения возложенных на него задач и подлежит передаче в собственность муниципального образования на основании статей 1, 2, 14, 15, 50, 85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Решением от 30.05.2008 производство по делу в части требования сельского поселения о признании права собственности на расположенные в с.Некрасовка объекты недвижимости здание головной насосной станции по ул.Ленина, 1а и функциональные (встроенные) помещения по ул.Бойко-Павлова, 7, 13, по ул.Школьной, 22, 23 прекращено. В удовлетворении иска о признании права собственности на здание гаража для автомашин и РММ отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что сельское поселение не представило доказательств, подтверждающих наличие оснований для признания его собственником спорных объектов в соответствии с нормами ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление апелляционного суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что в силу статей 14, 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" спорное имущество необходимо для реализации сельским поселением, возложенных на него полномочий, поэтому подлежит передаче в собственность сельского поселения. Кроме того, указано на то, что отсутствие механизма разграничения имущества между сельским поселением и муниципальным районом не является препятствием для реализации права сельского поселения и на приобретение в собственность указанного имущества.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель сельского поселения поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Представитель муниципального района выразил мнение о законности обжалуемых судебных актов и просил оставить их без изменения.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Статьей 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены перечни муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципального района и сельского поселения.
Согласно пункту 11.1 статьи 154 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Суды установили, что предметом рассматриваемого требования сельского поселения является здание гаража для автомашин и РММ, принадлежащее муниципальному району. Следовательно, в силу указанных выше норм права вопрос о передаче данного имущества в собственность сельского поселения подлежит разрешению в соответствии с порядком, утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Однако на момент рассмотрения спора такой порядок органом государственной власти Хабаровского края не утвержден.
Отсутствие установленного на законодательном уровне механизма отнесения муниципального имущества к собственности сельского поселения препятствует признанию в судебном порядке права собственности сельского поселения на отдельные объекты, принадлежащие муниципальному району, в связи с чем у арбитражных судов не имелось оснований для удовлетворения иска.
Ссылка заявителя жалобы на наличие оснований для признания за сельским поселением вещных прав на спорный объект в силу норм ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку реализация сельским поселением права на получение в собственность объектов, принадлежащих муниципальному району, возможна только при условии утверждения соответствующего порядка передачи имущества и согласования перечня имущества, подлежащего передаче.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, поэтому обжалуемые судебные акты не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30.05.2008, постановление от 25.08.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-2440/2006-30/17 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н.Барбатов |
Судьи |
М.М.Саранцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.