г. Хабаровск |
|
28 октября 2009 г. |
Дело N А04-2560/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Т.Г.Брагиной
Судей: Д.В.Бруева, Г.В.Котиковой
при участии
от заявителя: СПК "Надежда" - представтель не явился
от ответчика: Отдела по управлению образованием администрации Свободненского района, Министерства финансов РФ - представитель не явился
от третьего лица: Министерства финансов Амурской области, Финансового управления администрации Свободненского района - представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов РФ
на решение от 09.07.2009
по делу N А04-2560/2009
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья: С.В.Башарина
По иску СПК "Надежда"
к Отделу по управлению образованием администрации Свободненского района, Министерству финансов РФ3-и лица - Министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации Свободненского района
о взыскании 56 295,8 руб.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Надежда" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Амурской области с иском к Отделу по управлению образованием администрации Свободненского района о взыскании 56 295,8 руб. составляющих убытки, причиненные в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации Свободненского района.
Определением от 15.06.2009 Министерство финансов Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.
Решением суда от 09.07.2009 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу кооператива взысканы убытки в размере 56 295,8 руб. В иске к Отделу по управлению образованием администрации Свободненского района отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит указанный судебный акт в части взыскания убытков в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам отменить как принятый с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Отделом по управлению образованием администрации Свободненского района (заказчик) и СПК "Надежда" (исполнитель) заключен договор от 01.01.2007 на возмещении затрат связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в соответствии с условиями которого исполнитель обязуется предоставлять льготы гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг, а заказчик обязался осуществлять возмещение суммы затрат за предоставление льгот по оплате жилья в сумме 4 691,3 руб. ежемесячно.
В период с 01.01.2007 по 31.12.2007 истец предоставил льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам Свободненского района Амурской области на сумму 56 295,8 руб.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены: счет-фактуры от 31.01.2007 N 3, от 28.02.2007 N 11, от 31.03.2007 N 19, от 28.04.2007 N 29, от 28.05.2007 N 36, от 29.06.2007 N 44, от 31.07.2007 N 49, от 31.08.2007 N 61, от 28.09.2007 N 67, от 31.10.2007 N 77, от 30.11.2007 N 81, от 29.12.2007 N 93 с указанием основания предоставления льготы и суммы предоставленных льгот, списки льготной категории граждан, адреса проживания, должности, акт сверки предоставленных расчетов по состоянию на 01.05.2009 в отношении задолженности за 2007 год в размере 56 295,8 руб., подписанный отделом по управлению образованием Свободненского района.
При рассмотрении настоящего спора в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, арбитражный суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, правомерно исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем, статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право педагогических и руководящих работников (специалистов) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), на получение социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что из федерального бюджета в 2007 году денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту РФ - Амурской области не передавались.
Кроме того, судом первой инстанции исследован отчет Тындинского района об использовании субвенций в 2007 году, в соответствии с которым, из средств областного бюджета в 2007 году выделена субвенция в размере 6 626 тыс. руб., в том числе по педагогически работникам 4 803,921 тыс. руб., сумма фактических затрат предприятий в 2007 году составила 7 779,756 тыс. руб., из них по педагогическим работникам 5 912,583 тыс. руб.
Таким образом, поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 56 295,8 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств областного бюджета, судом кассационной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.07.2009 по делу N А04-2560/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Г.Брагина |
Судьи |
Д.В.Бруев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.