г. Хабаровск |
|
28 ноября 2008 г. |
Дело N А04-4362/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: А.Н.Барбатова
Судей: Т.И.Сачук, З.А.Вяткиной
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
на решение от 03.09.2008
по делу N А04-4362/08-10/339
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде 1 инстанции судья О.А.Шишов
По иску государственного унитарного предприятия Амурской области "Коммунальные системы "БАМа"
к Отделу образования администрации Зейского района, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
3-и лица: Финансовое управление администрации Зейского района, Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области
о взыскании 382 889 руб. 76 коп.
Государственное унитарное предприятие Амурской области "Коммунальные системы БАМа" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Отделу образования администрации Зейского района о взыскании расходов в размере 382 889 руб. 76 коп., образовавшихся в результате предоставления гражданам - педагогическим работникам льгот по оплате коммунальных услуг в период в соответствии с ФЗ "Об образовании" за период с 01.12.2007 по 31.12.2007.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление администрации Зейского района, Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области.
Определением от 20.08.2008 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
До принятия решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил взыскать убытки в размере 382 889 руб. 76 коп.
Решением от 03.09.2008 исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ на основании того, что расходные полномочия Российской Федерацией не исполнены, так как в федеральном бюджете субвенции в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот по Закону РФ "Об образовании" не предусмотрены. Производство по делу в отношении Отдела образования администрации Зейского района прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит его отменить, в иске по отношению к нему отказать.
По мнению заявителя жалобы, компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, должна осуществляться за счет средств областного бюджета, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, 01.01.2007 между Отделом образования Зейского района и ГУП АО "Коммунальные системы БАМа" заключен договор об оказании услуг по предоставлению льгот на жилищно-коммунальные услуги педагогическим работникам, проживающим в с.Верхне-Зейск, с.Дугда, с.Тунгала, с.Орогон Зейского района Амурской области.
Во исполнение условий договора истец в период с 01.12.2007 по 31.12.2007 предоставил указанным гражданам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на сумму 382 889 руб. 76 коп.
В связи с невозмещением истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов по предоставлению льгот в сумме 382 889 руб. 76 коп. заявлены настоящие исковые требования.
Наличие и размер задолженности подтверждены счетами-фактурами за спорный период с приложенными к ним ведомостями начислений по каждому работнику, актами сверки взаимных расчетов.
Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и работающие педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно ФЗ "Об образовании".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предмету совместного ведения, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Законом о бюджете Амурской области в областном бюджете на соответствующий год утверждены целевые средства, из которых на социальную поддержку отдельных категорий Зейскому району выделено 14 249, 9 тыс. руб., в том числе по педагогическим работникам - 11 527,74 тыс. руб., и которые не обеспечили потребность в них района, в связи с чем кредиторская задолженность на 01.01.2008 по педагогическим работникам составила 4 540, 88 тыс. руб.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Зейского района, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы в размере 382 889 руб. 76 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
Судом правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права, подлежащие применению, поэтому решение отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.09.2008 по делу N А04-4362/2008-10/339 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н.Барбатов |
Судьи |
Т.И.Сачук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.