г. Хабаровск |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А73-3965/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Новиковой С.Н.
при участии
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области - представитель не явился;
от ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" - Катухов К.С., представитель по доверенности от 14.02.2013;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области
на решение от 12.07.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013
по делу N А73-3965/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Серга Д.Г., в апелляционном суде судьи: Ротарь С.Б., Головнина Е.Н., Козлова Т.Д.
По заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области
к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
о взыскании 264 683 руб. 96 коп.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области (ОГРН 1042800027027, место нахождения: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул.Амурская, 221; далее - управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (место нахождения: 680038, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Серышева, 15; далее - учреждение) с иском о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 264 683 руб. 96 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.07.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе управление Росприроднадзора просит принятые по делу судебные акты отменить и удовлетворить иск в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, судебные акты являются незаконными и необоснованными, так как приняты с неправильным применением норм материального права. По существу доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций относительно недоказанности факта осуществления войсковой частью деятельности по размещению отходов, которая носит специализированный характер, поскольку, заполняя и направляя в уполномоченный орган расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, хозяйствующий субъект подтвердил, что оказывал негативное воздействие на окружающую среду.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение возражало против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными. Представитель учреждения в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, дав по ним соответствующие пояснения.
Управление Росприроднадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в суд не обеспечило.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФБУ войсковая часть 01879, впоследствии реорганизованное путем присоединения к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", представило в уполномоченный орган расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 квартал 2010 года и 1 квартал 2011 года в общей сумме 368 977 руб. 96 коп., в том числе: плата за 3 квартал 2010 года составила 141 508 руб. 73 коп.; за 4 квартал 2010 года - 141 508 руб. 73 коп.; за 1 квартал 2011 года - 85 960 руб. 50 коп. Однако в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду была осуществлена частично в сумме 104 024 руб.
Ввиду неисполнения обязательств по перечислению платы в полном объеме управление Росприроднадзора письмом от 13.02.2013 N 02-11-478 направило правопреемнику войсковой части требование об уплате задолженности в сумме 264 683 руб. 96 коп. в добровольном порядке.
Неисполнение учреждением данного требования послужило основанием для обращения управления Росприроднадзора в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения настоящего спора судами установлено, что войсковая часть в рассматриваемые периоды использовала в своей деятельности как стационарные, так и передвижные объекты, которые как источники оказывали негативное воздействие на окружающую среду, в частности, осуществлялись выбросы различных веществ в атмосферный воздух, а также сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - на водосборные площади. Кроме того, в процессе хозяйственной деятельности в/ч 01879 образовывались отходы производства и потребления.
Учитывая частичную оплату, спорная задолженность учреждения составляет лишь плату за размещение отходов производства и потребления.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно пункту 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
На основании анализа указанных нормативных актов судебные инстанции пришли к правильному выводу, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Закон определяет хранение отходов как содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, который ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Из материалов дела не усматривается, что в спорных периодах войсковая часть занималась размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Доводы заявителя кассационной жалобы относительно толкования понятия "размещение отходов" и субъектов, осуществляющих такое размещение, подлежат отклонению с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по этому вопросу, сформулированной в Постановлениях от 12.07.2011 N 1752/11, от 12.07.2011 N 709/11, от 20.07.2010 N 4433/10, от 17.03.2009 N 14561/08.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного дела, и опровергающих правильность выводов арбитражных судов, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.07.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 по делу N А73-3965/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.