г. Хабаровск |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А51-9054/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
при участии
от ответчика: Артамонова В.В., представитель по доверенности от 02.09.2013 N 20-11-30/53
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 25.06.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013
по делу N А51-9054/2013
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья О.А. Жестилевская, в суде апелляционной инстанции - судьи С.В. Шевченко, К.П. Засорин, И.С. Чижиков
По иску администрации Партизанского городского округа
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании 1 285 880 руб.
Администрация Партизанского городского округа (ОГРН 1022500802026, адрес (место нахождения): 692864, Приморский край, г. Партизанск, ул. Ленинская, 26 А, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, адрес (место нахождения): 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1, далее - Минфин России в лице УФК по Приморскому краю (ОГРН 1022501312041, адрес (место нахождения): Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 69, далее - УФК по Приморскому краю) о возмещении за счет казны Российской Федерации убытков в размере 1 285 880 руб., связанных с предоставлением жилого помещения военнослужащему и членам его семьи.
Решением от 25.06.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме; с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу администрации взыскано 1 285 880 руб.
В кассационной жалобе Минфин России в лице УФК по Приморскому краю приводит доводы об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца, поскольку незаконных действий или бездействия на основании статей 1069, 1071 ГК РФ со стороны ответчика не установлено. Считает, что закон не предусматривает возможности компенсации стоимости жилых помещений органом местного самоуправления за счет средств федерального бюджета. Указывает на незаконное рассмотрение данного спора арбитражным судом, поскольку последний не имеет экономической основы.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в порядке статьи 153.1 АПК РФ с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края представитель заявителя кассационной жалобы поддержал, доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение определения судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28.12.2011 администрацией по договору социального найма N 7 от 30.01.2012 военнослужащему Воротникову П.С. и членам его семьи - Воротниковой Л.Л. (жена), Воротниковой Е.П. (дочь), Воротниковой А.П. (дочь) было предоставлено отдельное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 49,1 кв. м, расположенной по адресу: г. Партизанск, ул. Селедцова, д. 5 кв. 83.
Названная квартира передана нанимателю Воротникову П.С. по акту от 30.01.2012.
Администрация, полагая, что расходы, связанные с предоставлением квартиры военнослужащему и членам его семьи, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением. При этом стоимость расходов в сумме 1 285 880 руб. определена на основании заключения специалиста ООО "Альфа-Групп" от 21.11.2012 N 116А-11/12.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу норм статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
Из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что финансирование на предоставление жилого помещения военнослужащим относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.
Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Таким образом, расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия Федерального закона "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
В соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.
Установив факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанностей по обеспечению жильем военнослужащих, а также размер понесенных администрацией расходов и причинно-следственную связь между этими обстоятельствами, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении искового требования.
При этом судами проверен размер расходов в сумме 1 285 880 руб. и с учетом заключения специалиста от 21.11.2012 N 116А-11/12 признан обоснованным.
Выводы судебных инстанций в этой части соответствуют установленным по делу обстоятельствам, вышеприведенным нормам права и являются правильными.
Довод заявителя о неподведомственности дела арбитражному суду подлежит отклонению. Требования истца о возмещении расходов основаны на нормах гражданского законодательства и Федерального закона "О статусе военнослужащих", поэтому в силу статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный спор подведомствен арбитражному суду (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Нарушений норм материального права и норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.06.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 по делу N А51-9054/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Новикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.