г. Хабаровск |
|
04 марта 2014 г. |
А24-1990/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Новиковой С.Н., Лесненко С.Ю.
при участии
от участвующих в деле лиц представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края
на решение от 19.07.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013
по делу N А24-1990/2013 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Березкина В.П., в апелляционном суде судьи Култышев С.Б., Ветошкевич А.В., Скрипка
По иску Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Палана-уголь"
о взыскании 376 659 руб. 84 коп.
Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (ОГРН 1114101003708; место нахождения: 683023, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Чубарова, 18; далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Палана-уголь" (ОГРН 1078282000499; место нахождения: 688863, Камчатский край, Пенжинский район, с. Манилы, ул. Набережная, 7; далее - общество) о взыскании 376 659 руб. 84 коп. задолженности по договору аренды лесного участка от 19.09.2008 N 99 за период с 26.12.2008 по 28.02.2012.
Решением суда от 19.07.2013, оставленным постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 без изменения, в удовлетворении иска отказано по мотиву недоказанности наличия взыскиваемого долга.
В кассационной жалобе Агентство выражает несогласие с принятыми судебными актами, указывает на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, в связи с чем просит названные решение и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на порядок расчета арендной платы, согласованный сторонами договора и установленный нормативными актами уполномоченных органов. В частности приводит довод о том, что на момент заключения договора неверно был определен коэффициент к ставке арендной платы в отношении защитных ценных лесов, что привело к занижению уплачиваемых арендатором платежей и возникновению спорной задолженности. Считает ошибочным выводы судов о том, что часть арендуемого ответчиком лесного участка не относится к категории государственных защитных полос.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители сторон, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
Проверив в порядке и пределах статей 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не выявил оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, между Агентством лесного и охотничьего хозяйства Камчатского края (правопредшественник истца, арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесных участков от 19.09.2008 N 99, в соответствии с которым арендодатель обязался предоставить арендатору за плату на срок до 01.12.2026 находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 52,4 га, местонахождение: в пределах земель лесного фонда Корякского лесничества (часть 2) Камчатского края в квартале 12 выделах 4, 6, 7, в квартале 19 выделах 2, 3, 4, 6 Паланского участкового лесничества согласно схеме расположения участка, приведенной в приложении N 1 к договору.
Согласно приложению N 2 характеристики арендуемого участка и его насаждений определены сторонами как: лесные земли - 34,4 га, нелесные земли - 18 га, целевое назначение лесов - эксплуатационные.
В соответствии с пунктом 4 договора аренды и приложением N 3 к нему весь лесной участок передан арендатору в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (разведка и добыча бурого угля на Паланском месторождении).
Размер арендной платы на момент подписания договора от 19.09.2008 N 99 составил 258 977 руб. 30 коп. в год (пункт 5 договора) и ее расчет приведен в приложении N 4 исходя их ставок платы за единицу площади лесного участка, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310.
Пунктом 7 договора предусмотрена возможность изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесных участков, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
Передача лесных участков арендатору оформлена актом от 19.09.2008, государственная регистрация договора осуществлена 26.12.2008.
Впоследствии дополнительным соглашением от 01.10.2010 к договору (зарегистрировано 09.12.2010) стороны внесли в него изменения, в частности в новой редакции изложены приложения N N 1-6. Так, сторонами изменены характеристики арендуемого участка (эксплуатационные леса - 27 га, защитные - 25,4 га) и произведен перерасчет арендной платы, размер которой снижен до 245 141 руб. 15 коп. в год.
Дополнительным соглашением от 10.02.2012 (зарегистрировано 30.08.2012) стороны вновь изменили содержание приложения N 4 к договору и согласно новому расчету годовой арендной платы ее размер составил 381 266 руб. 08 коп.
При расчете арендной платы (в редакции соглашений от 01.10.2010 и от 01.10.2012) в отношении части участка относящегося к защитным лесам (нерестоохранные полосы) применялся коэффициент 4.
Факт надлежащего исполнения арендатором обязанности по внесению арендной платы в размерах определенных договором подтвержден представленными в материалы дела доказательствами (платежные документы) и Агентством не оспаривается.
Вместе с тем, опираясь на результаты проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства в сентябре 2011 года проверки (акт от 23.09.2011, предписание от 19.12.2011 N ВМ-07-27/13109), Агентство произвело перерасчет арендной платы за период с 26.12.2008 по 28.02.2012 с использованием коэффициента 4,5 (государственные защитные полосы) вместо указанного в приложении N 4 к договору коэффициента 4 (нерестоохранные полосы) и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями о взыскании выявленного долга.
Одним из основополагающих принципов лесного и земельного законодательства является платность использования земельных и лесных участков.
Так, в случае аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ).
Во исполнение указанных положений закона принято Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В данном случае исходя из целевого назначения и фактического использования арендуемого участка при расчете арендной платы надлежит применять ставки платы, которые приведены в таблице N 14 к названному Постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 и для территории Камчатского края составляют 2788,42 руб. для мягколиственных лесов за гектар в год. Помимо этого в примечаниях к таблице N 14 указаны поправочные коэффициенты к ставкам платы, в том числе в отношении защитных ценных лесов (пункт 5).
При этом истец, обращаясь в суд, настаивал на том, что до внесения изменений в указанные ставки платы согласно Постановлению Правительства РФ от 14.02.2012 N 117 и до введения в отношении нерестоохранных полос лесов поправочного коэффициента равного 4 в расчетах арендной платы следовало применять коэффициент в размере 4,5, установленный для участков государственных защитных лесных полос.
Рассмотрев указанный довод, положенный в основу иска, арбитражные суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор аренды лесных участков от 19.09.2008 N 99 и все приложения к нему, пришли к обоснованному выводу о недоказанности факта отнесения арендуемого ответчиком участка (его части) к категории государственных защитных полос, и на этом основании правомерно отказали в иске, учитывая надлежащее исполнение арендатором обязанности по внесению платы в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора и требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 102 Лесного кодекса РФ защитными лесами, имеющими особый правовой режим, являются ценные леса, в том числе относящиеся как к категории государственных защитных лесных полос (подпункт "а"), так и нерестоохранных полос лесов (подпункт "и").
С учетом этих нормативных положений названного Кодекса, суды сочли неправомерным применение в отношении самостоятельной категории ценных лесов, относящихся к нерестоохранным полосам, коэффициентов, установленных в отношении другой категории таких лесов, а именно к государственным защитным лесным полосам.
При этом истец вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ также не доказал, что часть арендуемого ответчиком участка когда-либо относилась к категории лесов, для которых в установленном законом порядке устанавливался поправочный коэффициент в размере 4,5. Напротив, на момент заключения договора аренды лесных участков от 19.09.2008 N 99, характеристики спорного участка определены сторонами как: лесные земли - 34,4 га, нелесные земли - 18 га, целевое назначение лесов - эксплуатационные (приложение N 2 к договору), а впоследствии их описание изменено на участки эксплуатационных лесов - 27 га, защитных - 25,4 га (нерестоохранные полосы).
Ссылки истца на пункты 14, 23 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 06.02.2008 N 31, не приняты арбитражными судами, поскольку они вступали в противоречие с нормами статьи 102 Лесного кодекса РФ, на что также указывал сам истец в ходе судебных разбирательств.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает отказ в иске соответствующим фактическим обстоятельствам спора, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права.
Изложенная в кассационной жалобе позиция заявителя основана на доводах, аналогичных приводившимся в судах первой и апелляционной инстанций и получившим должную оценку. Вместе с тем в жалобе отсутствуют мотивированные аргументы, свидетельствующие о незаконности обжалуемых судебных актов. Несогласие истца с выводами судебных инстанций не может служить достаточным основанием для отмены принятых по делу решения и постановления апелляционного суда.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, при этом неправильного применения норм материального права и положений процессуального законодательства судами не допущено, правовые основания для и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.07.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 по делу N А24-1990/2013 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.