г. Хабаровск |
|
11 марта 2014 г. |
А24-1744/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Г.А.Камалиевой
Судей: А.Н.Барбатова, О.Г.Красковской
при участии: представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края
на решение от 09.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013
по делу N А24-1744/2013 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья О.Н.Бляхер; в апелляционном суде - судьи Л.Ю.Ротко, К.П.Засорин, С.В.Шевченко
по иску Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Сектор"
третьи лица: администрация Усть-Большерецкого муниципального района, краевое государственное бюджетное учреждение "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края"
о взыскании 2 059 681 рублей
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края (далее - Министерство, ОГРН 1084101000059, адрес (место нахождения): 683024, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, 2, 1) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сектор" (далее - ООО "Сектор", общество; ОГРН 1024101034099, адрес (место нахождения): 683049, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Королева, 41, 1, 22) о взыскании 2 059 681 рублей неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств по государственному контракту от 03.08.2010 N 03-181 за период с 01.12.2011 по 23.11.2012 (с учетом принятого определением Арбитражного суда Камчатского края от 07.08.2013 отказа от исковых требований в части взыскания неустойки на день вынесения решения).
Определением от 10.06.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Усть-Большерецкого муниципального района (далее - администрация) и краевое государственное бюджетное учреждение "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" (далее - Служба заказчика).
Решением от 09.09.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013, в удовлетворении заявленного истцом требования отказано на основании статьи 401 ГК РФ в связи с отсутствием оснований для привлечения должника к ответственности за нарушение обязательства.
В кассационной жалобе Министерство просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на нарушение ответчиком существенного условия договора - срока окончания работ; так договором установлен срок окончания работ 31.11.2011, в то время как материалы не содержат доказательств фактического окончания работ в заявленный период. Более того, на объекте не проведены гидравлические испытания и сдача объекта. Полагает, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и нарушены статьи 708, 763, 766 ГК РФ. Указывает на непредставление ответчиком доказательств принятия мер по истребованию у Министерства разрешения на строительство.
Отзыв в установленном законодательством порядке не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 03.08.2010 между Министерством сельского хозяйства и торговли Камчатского края (заказчик, в дальнейшем переименован в Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края) и ООО "Сектор" (подрядчик) по итогам открытого аукциона заключен государственный контракт N 03-181, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик обязуется в соответствии с требованиями и условиями контракта выполнить и своевременно сдать заказчику работы по объекту "Реконструкция системы водоснабжения в п. Октябрьский Усть-Большерецкого РМО Камчатской области".
В силу пункта 1.2 контракта выполнение работ осуществляется на основании договора подряда, заключенного между подрядчиком и Казенным предприятием Камчатского края "Камчатская дирекция по строительству". Выполнение работ осуществляется в соответствии с проектно-сметной документацией, а также с согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1 к контракту).
Цена контракта составляет 22 276 654 рублей. Расчеты за выполненные работы производятся в порядке безналичных расчетов на основании акта выполненных работ (форма КС-2) и справки стоимости работ (форма КС-3) в течение 10-и банковских дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет заказчика. Предусмотрен авансовый платеж до 30 % от цены контракта. Окончательный расчет производится не позднее 30-и дней после полного завершения работ и подписания акта сдачи-приемки работ без разногласий (пункты 2.1, 2.3 контракта).
В соответствии с пунктом 1.4 контракта срок выполнения работ установлен с момента подписания контракта по 31.11.2011. Поскольку в ноябре всего 30 календарных дней, с учетом того, что стороны не оспаривали, что им было понятно о необходимости завершения работ в срок до 01.12.2011, указанное несоответствие расценено судом как опечатка, которая не повлияла на права и обязанности сторон по контракту. При этом Министерством требование о взыскании неустойки заявлено с 01.12.2011.
Пунктом 5.3 контракта предусмотрена ответственность подрядчика за нарушение срока выполнения работ в виде неустойки в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока.
Во исполнение пунктов 1.2 и 4.1.1 контракта между Казенным предприятием Камчатского края "Камчатская дирекция по строительству" (заказчик-застройщик) и ООО "Сектор" (генеральный подрядчик) 12.08.2010 заключен договор подряда N 6, содержащий условия, аналогичные условиям государственного контракта в части стоимости, объемов и сроков работ. По условиям пунктов 1.1, 1.2 договора заказчик-застройщик обязуется создать генеральному подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную договором цену.
В соответствии с требованиями статьи 4 договора заказчик-застройщик обязуется осуществлять функции, переданные ему государственным заказчиком, по техническому и организационному сопровождению строительства объекта и его своевременному вводу в эксплуатацию, в том числе, осуществлять приемку работ; контроль и технический надзор за строительством объекта (объемами, качеством, стоимостью и сроками); обеспечивать генерального подрядчика проектно-сметной документацией; организовывать приемку и ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта; обеспечивать своевременное финансирование выполненных и принятых заказчиком-застройщиком подрядных работ по мере поступления средств от государственного заказчика.
Согласно статье 6 договора заказчик-застройщик назначает приказом своего представителя на строительстве, который совместно с генеральным подрядчиком ежемесячно осуществляет приемку фактически выполненных объемов работ. Генеральный подрядчик обязан ежемесячно до 25 числа отчетного месяца предоставлять акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости работ по форме КС-3. Заказчик-застройщик обязан до 5-го числа текущего месяца, следующего за отчетным, принять выполненные работы и подписать справку КС-3, за исключением случаев, когда он вправе дать мотивированный отказ или потребовать безвозмездного устранения недостатков. Законченный строительством объект принимается заказчиком-застройщиком в порядке, установленном в пунктах 6.8 - 6.13 договора.
Пунктами 3.1 - 3.6 государственного контракта от 03.08.2010 N 03-181 предусмотрено, что приемка работ осуществляется комиссией, созданной заказчиком с привлечением представителей заказчика, Казенного предприятия Камчатского края "Камчатская дирекция по строительству" и подрядчика. Председателем комиссии является представитель заказчика. При завершении работы подрядчик предоставляет комиссии акт сдачи-приемки, а заказчик в течение пяти дней со дня получения такого акта обязан направить подрядчику подписанный комиссией акт, являющийся основанием для оплаты, или мотивированный отказ.
На основании пункта 4.1.8 контракта подрядчик обязан незамедлительно информировать заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работ.
Стороны предусмотрели, что если в процессе выполнения работ выявляется неизбежность получения отрицательных результатов или нецелесообразность дальнейшего проведения работ, каждая из сторон вправе внести предложение о приостановке работ. После уведомления о приостановке работ стороны обязаны в 15-дневный срок принять совместное решение о дальнейшем продолжении работ, изменении условий или расторжении контракта (пунктом 3.7 контракта).
Судами установлено, что договор подряда от 12.08.2010 N 6 в установленном порядке сторонами не расторгнут.
В связи с началом процесса ликвидации заказчика-застройщика 17.02.2011 между Министерством (главный распорядитель средств федерального и краевого бюджетов), администрацией Усть-Большерецкого муниципального района (распорядитель муниципального бюджета), краевым государственным учреждением "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" (технический надзор) и ООО "Сектор" (исполнитель по государственному контракту от 03.08.2010 N 03-181) заключен договор N 03-52 о финансировании и организации строительства объекта "Реконструкция системы водоснабжения в п. Октябрьский Усть-Большерецкого района".
По условиям данного договора Министерство, в частности, доводит до муниципального района объемы бюджетных ассигнований; муниципальный район - осуществляет контроль за ходом строительства, предоставляет государственному заказчику ежемесячно бухгалтерскую отчетность, принимает от технического надзора подписанный сторонами акт по форме КС-2, подписывает завизированную технадзором справку КС-3 и направляет по одному экземпляру государственному заказчику и подрядчику; технический надзор - выполняет функции по строительному контролю, принимает от подрядчика выполненные работы, конструкции и инженерные системы, подписывает акты КС-2 за фактически выполненные работы, получает в установленном порядке разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и передает государственному заказчику; подрядчик - выполняет работы согласно государственному контракту.
Согласно имеющихся в деле актов КС-2 и справок КС-3 часть работ была подрядчиком выполнена и оплачена.
Невыполнение ООО "Сектор" работ в полном объеме в срок до 01.12.2011 послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что правоотношения сторон возникли из договора подряда, которые регулируются главой 37 ГК РФ, Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и общими положениями об обязательствах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно части 11 статьи 9 Закона N 94-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Аналогичные разъяснения содержаться в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81, согласно которому при отсутствии оснований для привлечения должника к ответственности за нарушение обязательства суд отказывает в иске о взыскании неустойки на основании статьи 401 Гражданского кодекса РФ.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства, суды установили, что неисполнение ответчиком договорного обязательства в установленный в контракте срок находится в прямой причинной связи с ненадлежащим исполнением заказчиком своих обязательств. Судами принято во внимание, что общество воспользовалось своим правом, предусмотренным статьями 716, 719 ГК РФ о приостановлении работ, неоднократно письмами от 01.04.2011, 11.04.2011, 08.06.2011, 20.07.2011, 22.08.2011, 01.09.2011 обращалось в адрес Министерства о приостановлении работ, как обращалось и в адрес Службы заказчика Министерства строительства Камчатского края, Дирекции, ее ликвидационной комиссии, администрации с просьбами разъяснить спорные вопросы и определить дальнейшие действия по реконструкции объекта, свидетельствующие об отсутствии согласованности действий участвующих в спорных правоотношениях лиц, а также о невозможности завершения работ в срок по причинам, не зависящим от подрядчика. Однако в нарушение пунктов 3.7, 4.1.8 контракта Министерство не предприняло в 15-дневный срок каких-либо мер по дальнейшему продолжению работ подрядчиком.
В связи с чем суды пришли к выводу о том, что подрядчиком приняты все возможные меры для урегулирования спорных вопросов с государственным заказчиком, в том числе для получения разъяснений, необходимых для завершения работ либо для изменения объемов, однако заказчик своим недобросовестным поведением способствовал невыполнению обществом работ в срок, установленный контрактом.
Установив отсутствие вины ответчика в просрочке исполнения обязательств по контракту и, как следствие, отсутствие оснований для применения санкций, предусмотренных пунктом 5.2 контракта, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки.
Доводы кассационной жалобы на неуведомление Министерства о невозможности выполнить работы без соответствующего разрешения на строительство, непредставление доказательств принятия обществом мер по истребованию у Министерства разрешения не строительство не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора, поэтому судом кассационной инстанции не принимаются.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 по делу N 24-1744/2013 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А.Камалиева |
Судьи |
А.Н.Барбатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.