г. Хабаровск |
|
13 марта 2014 г. |
А51-20721/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Ю. Лесненко
от ответчиков: от администрации г. Владивостока - Жембровская О.В., представитель по доверенности от 18.12.2013 N 1-3/4540; от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока - Жембровская О.В., представитель по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4179
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Владивостока, управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
на решение от 20.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013
по делу N А51-20721/2013 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.С. Турсунова
в суде апелляционной инстанции судьи С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОТАРУ"
к администрации г. Владивостока, управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
третьи лица: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 17 г. Владивостока"
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "ОТАРУ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока (далее - администрация) об отказе в утверждении и выдаче обществу с ограниченной ответственностью "ОТАРУ" схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, площадью 1 983 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного знамени, 133/1, для целей, не связанных со строительством (для размещения стоянки автомобильного транспорта), и об обязании управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА администрации г. Владивостока) утвердить и выдать схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 1 983 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного Знамени, 133/1 для целей, не связанных со строительством (для размещения стоянки автомобильного транспорта).
Определением от 17.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент), МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 17 г. Владивостока".
Решением от 20.09.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013, заявленные требования удовлетворены: признано незаконным решение администрации об отказе в утверждении и выдаче обществу с ограниченной ответственностью "ОТАРУ" схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, площадью 1 983 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного знамени, 133/1, для целей, не связанных со строительством (для размещения стоянки автомобильного транспорта), как не соответствующее Земельному кодексу РФ. В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать обществу с ограниченной ответственностью "ОТАРУ" схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного знамени, 133/1, для целей не связанных со строительством (для размещения стоянки автомобильного транспорта).
В кассационной жалобе администрация города Владивостока, УГиА администрации города Владивостока просят отменить состоявшиеся судебные акты как несоответствующие нормам права. Заявители настаивают на законности отказа в утверждении схемы земельного участка, поскольку последний предоставлен МОУ "СШ N 17 города Владивостока", т.е. является не свободным от прав третьих лиц. Участок предоставлен школе для спортивного ориентирования, обществом испрашивается для размещения стоянки автомобильного транспорта. Полагают необходимым, в данном случае, учитывать интересы третьего лица. Кроме того ссылаясь на постановления от 08.12.2011 N 2992, от13.09.2013 N 2627 приведены доводы о постановке земельного участка площадью 40 706 кв.м. на кадастровый учет; о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок за МБОУ "СОШ N 17 г. Владивостока".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом положений пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым изменить их в части установления способа восстановления нарушенного права.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "ОТАРУ" на основании статьи 34 Земельного кодекса РФ обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 1983 кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе просп. Красного Знамени, 133/1, для целей не связанных со строительством: для размещения стоянки автомобильного транспорта.
В свою очередь, департамент обратился в администрацию г. Владивостока об утверждении в месячный срок схемы расположения земельного участка площадью 1983 кв. м на кадастровом плане территории.
Письмом от 24.04.2013 N 67878/20У, направленным, в том числе, в адрес общества, администрация города Владивостока отказала в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Тунгусская, д. 69, для целей, не связанных со строительством (стоянка автомобильного транспорта), по причине того, что испрашиваемый заявителем земельный участок налагается на территорию, находящуюся в постоянном (бессрочном) пользовании муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 17 г. Владивостока", согласно постановлению N 3023 от 23.11.2006, в связи с чем указанный земельный участок не является свободным от прав третьих лиц.
Общество, считая отказ в утверждении схемы испрашиваемого земельного участка незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьи 34 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как установлено судом, на территории г. Владивостока органом местного самоуправления полномочиями, в том числе по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, наделено управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока на основании пунктов 1.1, 1.3, 4-18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, утвержденного решением думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259.
Порядок утверждения и выдачи схемы земельного участка урегулирован регламентом предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории", утвержденном постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596.
В соответствии с пунктом 3.4 указанного регламента при утверждении схемы расположения земельного участка для дальнейшей эксплуатации объекта недвижимости заявление поступает в отдел градостроительного межевания для осуществления проверки схем в части расположения границ земельного участка с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории, литерных схем, технических паспортов на здания, сооружения.
Пунктом 2.8 регламента установлены основания для отказа в предоставлении услуги: 1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; 2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
При разрешении спора установлены следующие обстоятельства.
Так, в материалы дела представлено постановление главы администрации города Владивостока от 23.11.2006 N 3023 согласно которому муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N17 г. Владивостока" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 45 570 кв. м., для спортивного ориентирования.
Между тем доказательств исполнения постановления в материалы дела не представлено, в частности границы земельного участка не определены; на кадастровый учет участок не поставлен; права на земельный участок в установленном законом порядке не оформлены.
Таким образом, поскольку отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие права общеобразовательного учреждения на земельный участок в границах которого, по мнению администрации, расположен испрашиваемый земельный участок вывод суда о незаконном отказе в утверждении схемы земельного участка по мотивам, изложенным в оспариваемом письме, обоснован.
Далее установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, испрашиваемый земельный участок находится на свободной территории, в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Градостроительными регламентами, утвержденными для данной территориальной зоны, допускается размещение в ней стоянок автомобильного транспорта (основные виды разрешенного использования) - пункт 2 статьи 25 Правил.
В этой связи, поскольку обществом при обращении в департамент как в уполномоченный орган по распоряжению спорным земельным участком соблюдены требования пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ, суды, учитывая выше установленное и, принимая во внимание отсутствие иных ограничений для утверждения схемы земельного участка пришли к обоснованному выводу об отсутствии у администрации оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Данное согласуется с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Поскольку правовые основания для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка отсутствовали, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о том, что оспариваемый отказ администрации является незаконным и нарушающим законные права и интересы общества, и обоснованно удовлетворили заявление последнего на основании статьи 201 АПК РФ.
Ссылки в кассационной жалобе на постановления от 08.12.2011 N 2992, от13.09.2013 N 2627; на постановку земельного участка площадью 40 706 кв.м. на кадастровый учет кассационной инстанцией не принимаются, поскольку указанные документы в материалах дела отсутствуют и не являлись исследования судами первой и апелляционной инстанций.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции, учитывая приведенные в кассационной жалобе сведения (постановка земельного участка на кадастровый учет, регистрация на него права) считает необходимым изменить судебные акты в части установленного судом способа восстановления нарушенного права заменив его на обязание УГиА повторно рассмотреть обращение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25.12.2013 (исх. N 29/06/02-13/27362, вх. N 67878 от 27.12.2013) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для размещения стоянки автомобильного транспорта).
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013 по делу N А51-20721/2013 Арбитражного суда Приморского края в части способа восстановления нарушенного права изменить.
Обязать управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в месячный срок повторно рассмотреть обращение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25.12.2013 (исх. N 29/06/02-13/27362, вх. N 67878/20у от 27.12.2013) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для размещения стоянки автомобильного транспорта.
В остальном решение, постановление оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Новикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.