г. Хабаровск |
|
17 марта 2014 г. |
А59-2915/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: М.М.Саранцевой
Судей: Е.О.Никитина, А.А.Шведова
при участии
от ответчика: Речкина Т.С., представитель, доверенность от 04.03.2014 б/н; Стадник В.В., представитель, доверенность от 25.02.2014 б/н
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, общества с ограниченной ответственностью "РОССТРОЙ-ЖЕЛЕЗОБЕТОН", общества с ограниченной ответственностью "РОССТРОЙ АМФИБОЛИТ"
на решение от 12.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013
по делу N А59-2915/2013
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.А.Аникина, в апелляционном суде судьи: Т.А.Аппакова, А.В.Ветошкевич, Н.А.Скрипка
По иску общества с ограниченной ответственностью "Карьер Охотский"
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Амуркварц", закрытое акционерное общество "Востокдорстрой", общество с ограниченной ответственностью "Сахалинская мехколонна N 68", общество с ограниченной ответственностью "РОССТРОЙ-ЖЕЛЕЗОБЕТОН", общество с ограниченной ответственностью "Росстрой-Амфиболит"
о признании незаконными действий, признании ООО "Карьер Охотский" участником аукциона, признании за ООО "Карьер Охотский" права пользования участком недр, обязать выдать лицензию на право пользования спорным участком недр
Общество с ограниченной ответственностью "Карьер Охотский" (ОГРН 1026500785112, место нахождения: 694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Окружная, 49) (далее - ООО "Карьер Охотский", общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области (ОГРН 1056500737556, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр-кт Мира, 107) (далее - Министерство), выразившихся в отказе в приеме заявки на участие в аукционе по предоставлению права пользования участком недр "Орлиный" Охотского месторождения строительных песков для разведки и добычи; признании ООО "Карьер Охотский" участником аукциона по предоставлению права пользования участком недр "Орлиный" Охотского месторождения строительных песков для разведки и добычи; о признании за ООО "Карьер Охотский" права пользования участком недр "Орлиный" Охотского месторождения строительных песков для разведки и добычи и обязании Министерства выдать ООО "Карьер Охотский" лицензию на право пользования участком недр "Орлиный" Охотского месторождения строительных песков для разведки и добычи на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе.
Заявление обосновано неправомерностью отказа в принятии заявки ООО "Карьер Охотский" на участие в аукционе в связи с предоставлением обществом документов, требуемых аукционной документацией. В правовое обоснование заявленных требований общество сослалось на статьи 432, 447 - 449 ГК РФ, статьи 13.1, 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), главу 14 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 3, 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных), статью 9 Закона Сахалинской области от 11.07.2005 N 48-ЗО "О порядке предоставления и пользования участками недр местного значения".
Определением суда от 12.08.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Амуркварц" (ОГРН 1022700930460, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Гоголя, 39) (далее - ООО "Амуркварц"), закрытое акционерное общество "Востокдорстрой" (ОГРН 1026500752519, место нахождения: 694050, Сахалинская область, Долинский р-н, г. Долинск, ул. Кирова, 77) (далее - ЗАО "Востокдорстрой"), общество с ограниченной ответственностью "Сахалинская мехколонна N 68" (ОГРН 1036500616437, место нахождения: 693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Достоевского, 2, А) (далее - ООО "Сахалинская мехколонна N 68"), общество с ограниченной ответственностью "РОССТРОЙ-ЖЕЛЕЗОБЕТОН" (ОГРН 1086501004260, место нахождения: 693904, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, с. Дальнее, ул. Ударная, 4/7) (далее - ООО "РОССТРОЙ-ЖЕЛЕЗОБЕТОН"), общество с ограниченной ответственностью "РОССТРОЙ АМФИБОЛИТ" (ОГРН 1086501004424, место нахождения: 693904, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, с. Дальнее, ул. Ударная, 4/7) (далее - ООО "РОССТРОЙ АМФИБОЛИТ").
Решением суда от 12.09.2013 заявление удовлетворено частично. Действия Министерства, выразившиеся в отказе в принятии заявки общества на участие в аукционе по предоставлению права пользования участком недр "Орлиный" Охотского месторождения строительных песков для разведки и добычи, признаны незаконными. Суд признал ООО "Карьер Охотский" участником аукциона по предоставлению права пользования указанным участком недр. В удовлетворении остальной части требований отказал.
Судебный акт мотивирован тем, что при подаче заявки обществом в полном объеме выполнены требования действующего законодательства, предъявляемые к составу заявки на участие в аукционе, в том числе в части предоставления сведений о наличии у заявителя технических средств и квалифицированных специалистов, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ, требований подпункта 4 (б) пункта 2.1 тома 1 аукционной документации, а также требований, касающихся обработки персональных данных сотрудников общества.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 решение в обжалуемой части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит решение от 12.09.2013 в части удовлетворения заявления ООО "Карьер Охотский", а также постановление от 13.12.2013 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о несоответствии фактическим обстоятельствам дела выводов судов об исполнении обществом в полном объеме требований, предъявляемых к составу заявки на участие в аукционе в части предоставления сведений о том, что общество обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ. При этом Министерство ссылается на то, что обществом не представлена копия подрядного договора с привлекаемой сторонней организацией для выполнения маркшейдерских работ. Указанное, по мнению заявителя жалобы, свидетельствует о невыполнении обществом условий аукционной документации, что отражено в протоколе заседания аукционной комиссии от 25.06.2013. Кроме того, заявитель полагает незаконным решение суда о допуске общества к участию в аукционе вопреки установленному административному регламенту, в рамках которого такое решение принимается и оформляется протоколом заседания аукционной комиссии.
ООО "РОССТРОЙ АМФИБОЛИТ" в кассационной жалобе приводит доводы аналогичные доводам кассационной жалобы Министерства. При этом указывает на то, что обжалуемые судебные акты вступают в противоречие с предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 12.07.2013, которым комиссии по проведению аукциона предписано рассмотреть заявки участников аукциона в соответствии с требованиями аукционной документации. Кроме того, ссылается на отмену Министерством решения аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе, оформленного протоколом от 25.06.2013.
ООО "РОССТРОЙ-ЖЕЛЕЗОБЕТОН" в кассационной жалобе просит решение от 12.09.2013 в части удовлетворения требований ООО "Карьер Охотский", постановление от 13.12.2013 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о несоответствии заявки общества требованиям закона и аукционной документации, о необоснованности выводов судов об отсутствии у общества обязанности по предоставлению в составе заявки письменных согласий субъектов на обработку персональных данных, оформленных в соответствии с Законом о персональных данных, а также о принятии судом решения о признании общества участником аукциона в нарушение предоставленных законом полномочий.
Отзывы на кассационные жалобы не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Министерства поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе. Кроме того, указали на то, что аукцион в отношении спорного участка недр не подлежит проведению в связи с нахождением данного участка в водоохраной зоне.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, распоряжением Министерства от 30.04.2013 N 124-р определено 01.07.2013 провести аукцион на право пользования участком недр "Орлиный" Охотского месторождения строительных песков, включенным в "Перечень участков недр местного значения по Сахалинской области", утвержденный распоряжением Министерства от 08.04.2013 N 106-р, с целью разведки и добычи песка. Кроме того, утверждена аукционная документация на право пользования указанным участком недр.
Извещение о проведении аукциона и аукционная документация размещены на официальном сайте torgi.gov.ru 30.04.2013, а также извещение о проведении аукциона опубликовано в газете "Губернские ведомости" от 14.05.2013.
Согласно протоколу заседания аукционной комиссии от 25.06.2013 для участия в аукционе поступило шесть заявок, а именно: ООО "Амуркварц", ЗАО "Востокдорстрой", ООО "Карьер Охотский", ООО "Сахалинская мехколонна N 68", ООО "РОССТРОЙ-ЖЕЛЕЗОБЕТОН", ООО "РОССТРОЙ АМФИБОЛИТ".
Рассмотрев заявки, аукционная комиссия не допустила к участию в аукционе ни одного заявителя и признала аукцион несостоявшимся.
Отказывая в допуске к участию в аукционе ООО "Карьер Охотский", комиссия указала на то, что обществом не представлена копия подрядного договора со сторонними организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков (в нарушение условий аукционной документации представлено соглашение о намерениях, которое не является доказательством того, что заявитель будет иметь квалифицированных специалистов, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ) (подпункт 4 (б) пункта 2.1, том 1 аукционной документации на участок недр "Орлиный"), а также на то, что представленные согласия 10 сотрудников (субъектов персональных данных) на обработку их персональных данных не содержат сведений, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 части 4 статьи 9 Закона о персональных данных (отсутствуют наименование Министерства как оператора, получающего согласие субъекта персональных данных, цель обработки персональных данных и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта).
Письмом от 26.06.2013 N 03-2771/13 Министерство сообщило обществу об отказе в приеме заявки на участие в аукционе.
Не согласившись с принятым Министерством решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участком недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
В статье 13.1 Закона о недрах предусмотрено, что принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
В соответствии со статьей 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;
5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.
Постановлением администрации Сахалинской области от 05.06.2009 N 211-па утверждено Положение о порядке проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, разделом 4 которого предусмотрены требования к заявке на участие в аукционе на право пользования участками недр.
Пунктом 4.1.4 указанного Положения установлены требования к предоставлению данных о наличии у заявителя технических средств и квалифицированных специалистов, необходимых для ведения работ на участке недр. К числу таких данных относятся и копии подрядных договоров при привлечении заявителем подрядчиков.
Удовлетворяя заявленные ООО "Карьер Охотский" требования в части признания незаконными действий Министерства по отказу в приеме заявки общества, арбитражные суды исходили из того, что указанный в отказе подпункт 4 (б) пункта 2.1 тома 1 аукционной документации не содержит требований о предоставлении обществом каких-либо договоров.
Между тем как усматривается из материалов дела, кроме ссылки на пункт аукционной документации отказ в приеме заявки и протокол аукционной комиссии от 25.06.2013 содержат ссылку на не предоставление обществом копии подрядного договора со сторонними организациями, привлекаемыми им в качестве подрядчиков, в нарушение условий аукционной документации. В ходе рассмотрения дела Министерство приводило доводы об ошибочной ссылке в отказе и протоколе аукционной комиссии на иной пункт аукционной документации, об отсутствии в штате общества квалифицированных специалистов для проведения необходимых при пользовании недрами маркшейдерских работ, о предоставлении обществом вместо договора подряда соглашения о намерениях, не возлагающего на его стороны никаких юридических обязательств. При этом как усматривается из заявки ООО "Карьер Охотский", им не только привлекается подрядная организация для выполнения определенных работ, но и ее специалисты.
Однако арбитражные суды не приняли во внимание указанные доводы Министерства, а также не рассмотрели законность отказа в приеме заявки общества по существу, без учета ссылки на пункт аукционной документации и не установили наличие в заявке общества всех необходимых документов, подтверждающих наличие технических средств и квалифицированных специалистов, позволяющих осуществлять пользование участком недр, являющимся предметом аукциона, с учетом требований аукционной документации.
Не дана судами и оценка представленному обществом соглашению о намерениях от 14.06.2013 на предмет его соответствия требованиям аукционной документации в качестве доказательства того, что общество будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
В связи с эти выводы арбитражных судов о том, что обществом при подаче заявки на участие в аукционе в полном объеме выполнены требования действующего законодательства, предъявляемые к составу заявки на участие в аукционе в части предоставления сведений о том, что общество обладает или будет обладать квалифицированными специалистами и необходимыми техническими средствами для проведения работ, а также о признании общества участником аукциона являются преждевременными и сделаны без полного исследования имеющихся в деле доказательств, а также доводов участвующих в деле лиц. При этом выводы судов о необоснованности отказа в приеме заявки по причине предоставления согласий сотрудников на обработку их персональных данных, не соответствующих требованиям Закона о персональных данных, не противоречат закону и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 3 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области.
При новом рассмотрении дела суду следует дать оценку в полном объеме имеющимся в деле доказательствам, доводам Министерства относительно соответствия представленных обществом с заявкой на участие в аукционе документов требованиям аукционной документации, а в связи с этим установить наличие (отсутствие) оснований для отказа в приеме заявки общества на участие в аукционе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 по делу N А59-2915/2013 Арбитражного суда Сахалинской области отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М.Саранцева |
Судьи |
Е.О.Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.