г. Хабаровск |
|
25 марта 2014 г. |
А24-2840/2013 |
Резолютивная часть постановления от 19 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: И.С.Панченко, О.Н.Трофимовой
при участии:
от заявителя: государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника N 1" - представитель не явился;
от территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края
на решение от 22.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013
по делу N А24-2840/2013 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Н.Довгалюк; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А.Солохина, А.В.Пяткова, Е.Л.Сидорович
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника N 1"
к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Камчатского края
о признании недействительным предписания
Арбитражный суд Камчатского края решением от 22.10.2013, оставленным без Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013, удовлетворил требование государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника N 1" (ОГРН 1024101035122, место нахождения: 683031, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Войцешека, 5; далее - поликлиника), признав недействительным предписание территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края (ОГРН 1024101016708, место нахождения: 683001, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Радиосвязи, 26; далее - территориальный ФОМС) от 10.07.2013 N 12 в части, обязывающей поликлинику восстановить средства, израсходованные на проведение диспансеризации 14-летних подростков в общей сумме 713 623, 79 руб., а также в части, обязывающей поликлинику к уплате штрафа в размере 10 процентов от указанной выше суммы.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований судом отказано.
В кассационной жалобе территориальный ФОМС, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает указанные судебные акты отменить в части, касающейся удовлетворения требований поликлиники, и принять новый судебный акт.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что судами неправильно истолкованы положения пункта 3.1 Территориальной программы на 2012 год (в редакции постановления Правительства Камчатского края от 28.06.2012 N 287-П) и пункта 6 Порядка проведения углубленной диспансеризации детей подросткового возраста (14 лет) в целях охраны их репродуктивного здоровья, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Камчатского края и территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края от 05.07.2011 N 218/31.
Поликлиника в отзыве на жалобу предлагает обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как видно из материалов дела, в результате проведения тематической проверки государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника N 1" на предмет целевого использования в период с 30.05.2013 по 27.06.2013 денежных средств, направленных на реализацию задачи 3 "Внедрение стандартов оказания медицинской помощи" долгосрочной краевой целевой программы "Модернизация здравоохранения Камчатского края на 2011-2012 годы", территориальный ФОМС установил необоснованное начисление и выплату поликлиникой врачам клинико-диагностической лаборатории Мизиряк Е.Ю. и Чупиковой В.И., не имеющим высшего медицинского образования, средств в общей сумме 214 376,02 руб., направленных на мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Проверкой также был установлен факт необоснованного начисления и выплаты специалистам с высшим и средним медицинским образованием, числящимся на бюджетных ставках, денежных средств в общей сумме 786 465,06 руб., направленных на проведение углубленной диспансеризации 14-летних подростков в 2011-2012 годах.
По итогам проведенной проверки поликлинике выдано предписание от 10.07.2013 N 12, согласно которому в срок до 24.07.2013 поликлиника обязана восстановить средства, необоснованно израсходованные на реализацию программы "Модернизация здравоохранения Камчатского края" в общей сумме 1 000 841,08 руб., а также уплатить штраф в размере 100 084,11 руб.
Указанное предписание поликлиника обжаловала в судебном порядке.
В соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в период 2011-2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации на территории Камчатского края долгосрочной краевой целевой программы "Модернизация здравоохранения Камчатского края на 2011-2012 годы", выявления у детей подросткового возраста состояний и заболеваний, которые могут способствовать нарушениям репродуктивной функции, а также профилактики этих нарушений, Минздравом Камчатского края и территориальным ФОМС 05.07.2011 издан совместный приказ N 218/31, утверждающий Порядок проведения углубленной диспансеризации 14-летних подростков в целях охраны их репродуктивного здоровья (далее - Порядок диспансеризации), а также утвержден перечень учреждений здравоохранения, ответственных за проведение углубленной диспансеризации 14-летних подростков в целях охраны их репродуктивного здоровья в муниципальных образованиях Камчатского края.
В соответствии с приложением N 2 к указанному Приказу государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника N 1" включено в перечень учреждений, ответственных за проведение диспансеризации 14-летних подростков.
Пунктом 6 Порядка диспансеризации предусмотрена диспансеризация 14-летних подростков в рамках программы модернизации здравоохранения Камчатского края и Территориальной программы обязательного медицинского страхования с оплатой за счет средств территориального фонда на выполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования. При этом оплата должна производиться страховыми медицинскими организациями или территориальным фондом обязательного медицинского страхования Камчатского края по законченному случаю по тарифам, утвержденным Соглашением комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования Камчатского края.
Судами установлено, что диспансеризация 14-летних подростков проводилась врачами-педиатрами и средними медицинскими работниками отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, которое является структурным подразделением самого Поликлиники.
С учётом того, что пунктом 6 совместного Приказа от 05.07.2011 N 218/31 прямо предусмотрено, что оплата углубленной диспансеризации 14-летних подростков проводится за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, и денежные средства в сумме
713 623,79 руб. были выплачены поликлиникой врачам-педиатрам и средним медицинскими работниками именно при проведении данными специалистами углубленной диспансеризации 14-летних подростков, суды пришли к правильному выводу о том, что указанные средства обоснованно выплачены за счет средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем возложение на поликлинику обязанности по восстановлению данной денежной суммы как необоснованно израсходованной, а также обязанности по уплате штрафа в размере 10 % от указанной суммы, является неправомерным.
Доводы заявителя жалобы о том, что оплата труда работников отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях в соответствии с Территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам, проживающим на территории Камчатского края бесплатной медицинской помощи на 2011 и на 2012 годы должна была производится за счет средств бюджетных ассигнований местного бюджета (в 2011 году) и за счет субвенций из краевого бюджета, предоставляемым местным бюджетам (в 2011 году), что, по мнению территориального ФОМС, свидетельствует о правомерности оспариваемого предписания, являются несостоятельными.
Постановлениями Правительства Камчатского края от 24.12.2010 N 543-П и от 30.12.2011 N 549-П утверждены "Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам, проживающим на территории Камчатского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год" (далее - Территориальная программа на 2011 год) и "Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам, проживающим на территории Камчатского края, бесплатной медицинской помощи на 2012 год" (далее - Территориальная программа на 2012 год).
В соответствии с пунктом 12 части 3.4 Территориальной программы на 2011 год содержание медицинского персонала, состоящего в штатах учреждений здравоохранения, обслуживающего контингент учреждений образования, детских дошкольных учреждений и социального обеспечения в Камчатском крае, финансируется за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления в Камчатском крае.
Согласно пункту 13 части 3.4 Территориальной программы на 2012 год, содержание медицинского персонала, состоящего в штатах учреждений здравоохранения, обслуживающего контингент учреждений
образования, детских дошкольных учреждений и социального обеспечения в Камчатском крае, финансируется за счет субвенций из краевого бюджета, предоставляемых местным бюджетам, осуществляющим государственные полномочия Камчатского края.
Следовательно, в 2011 году финансирование содержания медицинского персонала отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях поликлиника должна была осуществляться за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, в 2012 году - за счет субвенций из краевого бюджета, предоставляемым местным бюджетам.
Поскольку на дату принятия Приказа от 05.07.2011 N 218/31 перечисленные выше Территориальные программы не предусматривали такого вида медицинской помощи (медицинских услуг) как "диспансеризация 14-летних подростков", то суды, с учётом пункта 6 Приказа, прямо предусматривающего оплату углубленной диспансеризации 14-летних подростков за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, пришли к правильному выводу о том, что поликлиника правомерно выплатила врачам-педиатрам и средним медицинским работникам отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях 713 623,79 руб. за проведение указанной диспансеризации в рамках реализации на территории Камчатского края долгосрочной краевой целевой программы "Модернизация здравоохранения Камчатского края на 2011-2012 годы".
При этом судами учтено то обстоятельство, что постановлением Правительства Камчатского края от 28.06.2012 N 287-П в часть 3.1 Территориальной программы на 2012 год были внесены изменения, согласно которым диспансеризация 14-летних подростков отнесена к медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования. В силу пункта 2 данного постановления внесенные в Территориальную программу на 2012 год изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года.
С учётом изложенных обстоятельств, суд правомерно признал недействительным предписание территориального ФОМС от 10.07.2013 N 12 в части, обязывающей государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника N 1" восстановить средства, израсходованные на проведение диспансеризации 14-летних подростков в общей сумме
713 623,79 руб., а также в части, обязывающей поликлинику выплатить штраф в размере 10 % от вышеназванной суммы, как несоответствующее законодательству Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Доводы, приведенные территориальным ФОМС в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, поэтому в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу N А24-2840/2013 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М.Голиков |
Судьи |
И.С.Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.