г. Хабаровск |
|
27 марта 2014 г. |
А04-4125/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Г.А.Камалиевой
Судей: А.Н.Барбатова, О.Г.Красковской
при участии
от истца: Галынина Татьяна Александровна, представитель по доверенности от 20.01.2014 N 25
от ответчика: Кованцев Вячеслав Александрович, представитель по доверенности от 16.11.2012 N 5802
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мост-Восток"
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014
по делу N А04-4125/2013 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Г.В.Лисовская, в суде апелляционной инстанции - судьи С.Б.Ротарь, Т.С.Гетманова, Т.Д.Козлова
По иску федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток " Федерального дорожного агентства
к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мост-Восток"
о взыскании 245 581,72 рублей
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Дальуправтодор", учреждение; ОГРН 1022701405726; адрес (место нахождения): 680035, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Тихоокеанская, 136, а) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мост-Восток" (далее - ООО "СК "Мост - Восток"; ОГРН 1085032006245, адрес (место нахождения): 676850, Амурская область, г.Белогорск, ул.Кирова, 279 Б) о взыскании 245 581,72 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного транспортным средством ответчика, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов по федеральной автомобильной дороге.
Решением суда от 15.10.2013 в удовлетворении исковых требований отказано ввиду недоказанности размера причиненного ответчиком ущерба, отсутствия расчетов и используемых для них значений, которые бы соответствовали действующему законодательству в период причинения вреда.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 решение суда от 15.10.2013 отменено, исковые требования ФКУ "Дальуправтодор" удовлетворены в полном объеме. С ООО "СК "Мост - Восток" взыскано 245 581,72 рублей в пользу ФКУ "Дальуправтодор" в счет возмещения ущерба, причиненного транспортным средством ответчика, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов по федеральной дороге, в связи с превышением установленных ограничений в период временного ограничения, введенного Приказом Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2011 N 21.
Не согласившись с принятым постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "СК "Мост - Восток" обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что редакция пункта 5 Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934, которая вступила в силу 03.05.2011, не должна применяться к спорным правоотношениям, поскольку, используя предельно допустимые значения, которые указаны в Приказе Федерального дорожного агентства от 09.03.2011 N 21 "О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2011 году", истец существенно ухудшает положение ответчика. Полагает, что в случае использования предельно допустимых значений осевых нагрузок, установленных Постановлением Правительства РФ, а не поименованным Приказом агентства, то груз, перевозимый ООО "СК "Мост - Восток", не был бы признан тяжеловесным.
В отзыве на кассационную жалобу ФКУ "Дальуправтодор" выражает несогласие с приведенными в ней доводами, указывает на то, что согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения могут устанавливаться временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам, устанавливаемые уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, с учетом объявленного в порядке статьи 163 АПК РФ перерыва до 24.03.2014 до 16 часов 05 минут, представители ООО "СК "Мост - Восток" и ФКУ "Дальуправтодор" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, дав по ним соответствующие пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных в статье 288 АПК РФ, для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19.04.2011 на стационарном пункте весового контроля (СПВК), расположенном на ПВК-2 145 километре федеральной автомобильной дороги М-58 "Амур" Чита-Хабаровск при инструментальном контроле весовых параметров транспортного средства марки HINO, гос. номер Х 102 ОК 177, п-прицепа TOKYU ВК 2620 77, принадлежащего ООО "СК Мост-Восток", под управлением водителя Серга Александра Дмитриевича, выявлены превышения весовых параметров, о чем госинспектором УГАДН был составлен акт N 32 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, в котором зафиксировано, что ООО "СК Мост-Восток" осуществляет перевозку тяжеловесного груза с превышением установленных специальным разрешением осевых нагрузок на оси транспортного средства.
Согласно акту превышение весовых параметров составило по всем пяти осям на 0,16 тонн, 2,29 тонн, 2,50 тонн, 0,31 тонн, 2,82 тонн, соответственно.
На основании акта N 32 истец произвел расчет ущерба, причиненного транспортным средством ответчика, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов по федеральной автомобильной дороге, и 21.03.2013 в адрес ООО "СК Мост-Восток" направил претензию N 3/1824, с требованием об оплате ущерба в срок до 10.04 2013.
Неоплата ответчиком ущерба, нанесенного федеральным автомобильным дорогам, послужила основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
При этом факт наличия у ответчика разрешения и превышения указанных в нем параметров сторонами не оспаривается. Между сторонами существуют разногласия относительно расчета.
Расчет причиненного ущерба произведен ФКУ "Дальуправтодор" на основании Таблицы 2 Постановления Правительства РФ от 16.04.2011 N 282, вносившим изменения в Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 и вступившим в законную силу 03.05.2011.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции счел данный расчет неподлежащим применению ввиду невступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 16.04.2011 N 282 на момент совершения ответчиком нарушения.
Между тем, повторно рассматривая данное дело и отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции удовлетворил исковые требования ФКУ "Дальуправтодор" в полном объеме.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Статьей 30 Закон об автомобильных дорогах предусмотрено, что временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам может устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 N 149 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (далее - Порядок).
Пункт 19 Порядка предусматривает, что в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.
В свою очередь, во исполнение Приказа Минтранса от 27.08.2009 N 149 издан Приказ Федерального дорожного агентства от 09.03.2011 N 21 в период с 25 марта по 25 июня 2011 года введено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, в том числе на автодороге "Амур" Чита-Хабаровск.
Введение периодов временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с целью обеспечения безопасности дорожного движения относится к полномочиям Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации согласно пункту 5.4.3 Положения "О Федеральном дорожном агентстве", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374.
Согласно пункту 3 Приказа от 09.03.2011 N 21 на период временного ограничения движения устанавливаются предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортного средства в соответствии с Приложением N2 к настоящему Приказу.
Материалами дела, в том числе актом N 32 и предельно допустимыми осевыми нагрузками, утвержденными Приказом от 09.03.2011 N 21, подтверждается факт превышения допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства, принадлежащего ответчику.
В соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и размер такого вреда в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда).
На момент рассмотрения настоящего спора в арбитражном суде в Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 внесены изменения, в том числе таблица 2 изложена в новой редакции (Постановление Правительства РФ от 16.04.2011 N 282). Согласно указанным изменениям, показатели размера вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства изменены в сторону уменьшения, следовательно, гражданско-правовая ответственность правонарушителя смягчена в результате принятия Постановления N 282.
Правильность расчета суммы ущерба по акту от 19.04.2011 N 32 судом апелляционной инстанции проверена, расчет ФКУ "Дальуправтодор" признан соответствующим Правилам возмещения вреда.
Акт подписан водителем автотранспортного средства Серга А.Д. без возражений и замечаний.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, основанных на акте N 32, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик, осуществляя провоз тяжеловесного груза с превышением весовых параметров, обязан возместить компенсацию ущерба, причиненного дороге, рассчитанную как плату за проезд тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой осевой нагрузки, согласно Приказу Федерального дорожного агентства от 09.03.2011 N 21 и Правил возмещения вреда. При этом данный вывод соответствует установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормативным правовым актам.
Доводы ООО "СК Мост-Восток", изложенные в кассационной жалобе, об ошибочности и необоснованности данных выводов апелляционного суда отклоняются судебной коллегией как основанные на неправильном понимании и толковании заявителем норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае, апелляционным судом не допущено.
Таким образом, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 по делу N А04-4125/2013 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А.Камалиева |
Судьи |
А.Н.Барбатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.