г. Хабаровск |
|
28 марта 2014 г. |
А51-20868/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: И.В.Ширяева
Судей: В.А. Гребенщиковой, Г.В. Котиковой
при участии:
от заявителя - Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в лице Восточного филиала: Барткус Ж.С., представитель по доверенности от 24.01.2014 N Д/64-Ю;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: представитель не явился;
от третьего лица - ООО "Альфа - Марин": представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в лице Восточного филиала
на решение от 12.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013
по делу N А51-20868/2013
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Васенко О.В.; в апелляционном суде судьи: Номоканова Е.Н., Гончарова А.В., Гуцалюк С.В.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Марин"
о признании незаконным решения антимонопольного органа
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19.03.2014 объявлялся перерыв до 15 час. 10 мин. 26.03.2014.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее по тексту - ФГУП "Росморпорт", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее по тексту - УФАС по Приморскому краю, антимонопольный орган) от 20.05.2013 по делу N 31/08-2013 в части пункта 2.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 22.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "АЛЬФА-МАРИН".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.09.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ФГУП "Росморпорт", полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы считает ошибочным выводы судов о том, что закупка услуг была проведена с нарушением положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Закон о закупках) ввиду отсутствия нужд ФГУП "Росморпорт", поскольку материалами дела подтверждено, что обязательства по оказанию экологических услуг по приему с судов судовых отходов перед судовладельцем принадлежат ФГУП "Росморпорт", соответственно именно заявитель является заказчиком спорных услуг.
УФАС по Приморскому краю в отзыве на кассационную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит решение суда первой инстанции и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
УФАС по Приморскому краю и ООО "Альфа-Марин" извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия своих представителей в судебном заседании не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя ФГУП "Росморпорт", а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как подтверждается материалами дела, 07.05.2013 в УФАС по Приморскому краю поступила жалоба ООО "АЛЬФА-МАРИН" на действия организатора торгов - Восточного филиала ФГУП "Росморпорт", комиссии по проведению открытого запроса предложений при проведении открытого запроса предложений по выбору организации на право заключения договоров на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов с судов, в обязательном порядке оплачивающих экологический сбор в морских портах Находка, Восточный для нужд ФГУП "Росморпорт" в течение 2013 года, по результатам рассмотрения которой антимонопольным органом принято решение от 20.05.2013 по делу N 31/08-2013.
В результате проверки УФАС по Приморскому краю установлено, что после вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке закупочной комиссией сделано предложение ООО "Оазис" представить недостающие документы, при этом заявка ООО "Оазис" признана соответствующей требованиям документации о закупке и указанное лицо допущено к участию в закупке, что свидетельствует о нарушении закупочной комиссией требований пункта 1.1.10 документации о закупке.
Поскольку протокол заседания комиссии по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке N 02-13/2 составлен и подписан 29.03.2013, а размещен на официальном сайте для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" лишь 18.04.2013, антимонопольный орган указал на нарушение организатором торгов установленных законом сроков размещения протоколов, составляемых в ходе закупки. Кроме того, УФАС по Приморскому краю считает, что работы по приему, транспортировке, обезвреживанию или размещению судовых отходов без ограничений, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судов, не подпадают под действие Закона о закупках.
В резолютивной части решения антимонопольный орган указал на признание жалобы ООО "Альфыа-Марин" обоснованной (пункт 1). Признан факта нарушения организатором торгов и комиссией по проведению открытого запроса предложений требований Закона о закупках при проведении соответствующего открытого запроса предложений (пункт 2). Указано на выдачу организатору торгов обязательного для исполнения предписания об аннулировании открытого запроса предложений (пункт 3).
В связи с несогласием с пунктом 2 резолютивной части решения от 20.05.2013 по делу N 31/08-2013, считая, что решение в части признания факта нарушения организатором торгов и комиссией по проведению открытого запроса предложений требований Закона о закупках при проведении соответствующего открытого запроса предложений не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ФГУП "Росморпорт" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, выводы которого подтвердил апелляционный суд, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 названной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках товаров при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 1.1.6 документации о закупке N ВФ-02-13 для участия в закупке претендент представляет заявку, оформленную в соответствии с требованиями, при этом с указанной заявкой должны быть представлены соответствующие документы.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 07.03.2013 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ФГУП "Росморпорт" размещено извещение о проведении Закупки по двум лотам на оказание услуг по приему, транспортировке, обезвреживанию или размещению судовых отходов без ограничений, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судов и подлежат постоянному или периодическому удалению за исключением (балластных вод, отходов, связанных с грузами, отходов, связанных с зачисткой грузовых и топливных танков) за все время нахождения в морских портах Находка, Восточный.
Согласно протоколу от 20.03.2013 N 02-13/1 по вскрытию заявок на участие в открытом запросе предложений по лоту N 1 были поданы заявки от ООО "Альфа-Марин", ООО "Глобал Эко НСРЗ", ООО "Оазис", по лоту N 2 - от ООО "Альфа-Марин", ООО "Глобал Эко НСРЗ", ООО "Оазис", ООО "Транс-Эко".
При проведении открытого запроса предложений Восточный филиал ФГУП "Росморпорт" руководствовался положениями Закона о закупках.
Материалами дела подтверждается, что при вскрытии конверта, содержащего заявки ООО "Оазис", последним не представлены копии документов, подтверждающие наличие у ООО "Оазис" квалифицированного персонала, допущенного к обращению с отходами I-IV класса опасности; копии лицензии на осуществление ООО "Гранд-Альтаир" (как исполнителя по договору возмездного оказания услуг, заключенного с ООО "Оазис" как заказчиком) погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам морским транспортом.
При этом, в нарушение пункта 1.1.10 Закупочной документации закупочная комиссия вместо решения о недопущении организации к участию в закупке, предложила ООО "Оазис" дополнительно представить указанные документы, в связи с чем, допуск ООО "Оазис" к участию в закупке противоречит требованиям пунктов 1.1.9 и 1.1.10.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтвержден факт нарушения ФГУП "Росморпорт" Восточный филиал процедуры допуска организаций к участию в закупке, поскольку организацией нарушен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Приказом Минтранса России от 31.10.2012 N 387 установлено, что ФГУП "Росмопорт" и хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по обеспечению экологической безопасности в морских портах, взимается экологический сбор.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. К таким услугам отнесено обеспечение экологической безопасности в морских портах.
Ставки портовых сборов и правила их применения в морских портах РФ утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 20.12.2007 N 522-т/1. Пунктом 3 названного приказа установлено, что ФГУП "Росморпорт", являясь субъектом естественных монополий, взимает ставки канального, лоцманского, маячного, навигационного, экологического и ледокольного сбора в морских портах Российской Федерации согласно приложению N 1.
Следовательно, ФГУП "Росморпорт" является субъектом естественных монополий, для которого в соответствии с действующим законодательством установлены ставки обязательного экологического сбора для взимания с судов, заходящих в соответствующие морские порты.
Довод учреждения в части несогласия с выводами судов о том, что ФГУП "Росморпорт" не является заказчиком услуг, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и оценен при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
При этом суд кассационной инстанции принимает во внимание, что пункт 2 оспариваемого решения УФАС по Приморскому краю не содержит выводов о запрете ФГУП "Росморпорт" проводить закупочные процедуры.
Доводы учреждения не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций об обстоятельствах дела, а фактически направлены на их переоценку, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебных актов.
Нарушений норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Поскольку в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче кассационной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 1 000 руб., на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная госпошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013 по делу N А51-20868/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Росморпорт" в лице Восточного филиала из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 27.01.2014 N 0200.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.