г. Хабаровск |
|
08 апреля 2014 г. |
А73-11330/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А. Тарасова
Судей: А.Н. Барбатова, О.Г. Красковской
при участии:
от истца: представитель Боярский С.К., по доверенности от 30.12.2013 N 1.1.27-271;
от ответчика: представитель Ковалева Т.С., по доверенности от 16.01.2013;
от третьего лица: представитель Бануткина К.А., по доверенности от 27.01.2014 N 3726А;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 28.11.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014
по делу N А73-11330/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья М.Ю. Ульянова; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Н. Головнина, Т.Д. Козлова, С.Б. Ротарь
По иску администрации города Хабаровска
к Министерству финансов Российской Федерации
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании убытков
Администрация города Хабаровска (ОГРН - 1032700305978; далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН - 1037739085636; далее - Минфин РФ, ответчик) о взыскании 12 490 000 руб., составляющих расходы, возникшие в связи с предоставлением на основании решений судов общей юрисдикции жилых помещений военнослужащим и членам их семей.
Определением суда от 29.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ, третье лицо).
Решением суда от 28.11.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные акты мотивированы наличием совокупности условий, необходимых для взыскания с ответчика убытков в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ. При этом суды исходили из того, что возложение на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению жилого помещения военнослужащим и членам их семей предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении расходов.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, полагающего их принятыми с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя, суды при принятии обжалуемых судебных актов не учли, что в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов" Министерству обороны Российской Федерации предусмотрены бюджетные средства на обеспечение военнослужащих жильем.
В этой связи Минфин РФ полагает, что взыскание спорных убытков с него, а не с Минобороны РФ как главного распорядителя средств федерального бюджета, необоснованно и противоречит положениям статьи 158 Бюджетного кодекса РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Минобороны РФ не согласилось с ее доводами, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Минфина РФ и Минобороны РФ поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно. Представитель администрации возражал относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решениями Индустриального районного суда города Хабаровска от 15.11.2011, 17.02.2012, 15.03.2012, 19.04.2012 удовлетворены требования военнослужащих и членов их семей к администрации о признании за ними права пользования на условиях договора социального найма жилыми помещениями, расположенными в городе Хабаровске, в частности: требования Погорельцева Игоря Викторовича в отношении жилого помещения по ул. квартал ДОС (Большой Аэропорт), д. 60, кв. 49; Горелкиной Елены Сергеевны в отношении жилого помещения по ул. Артемовская, д. 83, кв. 127; Стретовича Андрея Михайловича в отношении жилого помещения по пер. Инскому, д. 3, кв. 28; Зайцева Леонида Гермогеновича в отношении жилого помещения по ул. Космической, д. 9б, кв. 19.
Согласно представленным в материалы дела и оцененным судами договорам на передачу квартир от 23.01.2013, от 27.06.2012, от 15.11.2012 и от 27.02.2013, администрация передала указанные жилые помещения в собственность военнослужащих и членам их семей.
Полагая, что расходы, связанные с предоставлением спорных квартир военнослужащим и членам их семей, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением. При этом размер исковых требований определен истцом на основании отчетов ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества".
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 19 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
В этой связи, расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия Закона "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования, что согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О.
Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерации своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суды правильно руководствовались вышеуказанными нормами, сделав обоснованный вывод о том, что администрация, предоставив по решениям суда общей юрисдикции жилые помещения из муниципального жилищного фонда, которые впоследствии были приватизированы, исполнила возложенную на нее государственную функцию, в то время как федеральный орган государственной власти свою обязанность не выполнил, расходы истца на исполнение государственных полномочий не компенсировал.
Вывод судов о том, что возмещение понесенных истцом расходов должно производиться за счет казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации также является верным.
Ссылка ответчика на выделение Министерству обороны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов" бюджетных средств на обеспечение военнослужащих жильем подлежит отклонению, поскольку возмещение расходов истца на обеспечение жильем военнослужащих не может быть произведено за счет бюджетной инвестиции, указанной в названном Федеральном законе, так как она имеет другое целевое назначение и направлена на обеспечение военнослужащих жильем, а не на возмещение расходов муниципалитета по исполнению решения суда.
Поскольку судами правильно применены нормы материального права к спорным правоотношениям сторон, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов по части 4 статьи 288 АПК РФ, не допущено, основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.11.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по делу N А73-11330/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тарасов |
Судьи |
А.Н. Барбатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.