г. Хабаровск |
|
11 апреля 2014 г. |
А73-6615/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: Трофимовой О.Н.
Судей: Голикова В.М., Панченко И.С.
при участии:
от заявителя: ООО "ДВмаркетинг" - Нигей Е.В., директор, Обедзинский П.А., представитель по доверенности от 22.07.2013 б/н;
от администрации города Хабаровска - Знаменский Д.В., представитель по доверенности от 17.01.2014 N 1.1.27-503, Фадеева Е.А., представитель по доверенности от 13.01.2014 N 1.1.27-339;
от третьего лица: финансового департамента администрации города Хабаровска - Фадеева Е.А., представитель по доверенности от 25.12.2013 N 04-07/3757;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ДВмаркетинг"
на решение от 23.09.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013
по делу N А73-6615/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чакова Т.И., в апелляционном суде судьи: Гричановская Е.В., Сапрыкина Е.И., Швец Е.А.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДВмаркетинг"
к администрации города Хабаровска
3-е лицо: финансовый департамент администрации города Хабаровска
о признании незаконными действий
Общество с ограниченной ответственностью "ДВмаркетинг" (ОГРН 1062724057681, место нахождения: 680021, г.Хабаровск, ул.Первомайская,27, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий администрации г.Хабаровска (ОГРН 1032700305978, место нахождения: 680000, г.Хабаровск, ул.Карла Маркса,66, далее - администрация) по отказу в выдаче муниципальной поддержки в виде субсидий на развитие новых направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 532 000 руб. по заявке N 15 от 26.02.2013 и в выдаче муниципальной поддержки в виде субсидий на проведение 4-х обучающих семинаров по маркетингу в размере 492 800 руб. по заявке N 14 от 26.02.2013, а также об обязании администрации заключить соответствующие договоры на предоставление указанных субсидий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен финансовый департамент администрации г.Хабаровска (ОГРН 1032700315086, место нахождения: 680000, г.Хабаровск, ул.Карла Маркса,66, далее - финансовый департамент).
Решением суда от 23.09.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с их несостоятельностью.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, поддержанной его представителями в судебном заседании, которое просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права и несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судов о законности действий администрации по отказу в выдаче муниципальной поддержки в виде субсидии в части заявки N 15, при этом указывается на то, что администрация в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила доказательства того, что мероприятие, предложенное обществом в указанной заявке с целью получения субсидии, не является новым, более эффективным, ранее не применяемым направлением безвозмездной поддержки субъектов малого предпринимательства. Судебные акты, по мнению заявителя жалобы, в указанной части не содержат правового обоснования выводов судов, что является основанием для их отмены.
Администрация в отзыве на жалобу и ее представители в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, предлагают жалобу оставить без удовлетворения, принятые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.
Финансовый департамент отзыв на жалобу не представил, его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласилась, также предлагает оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 26.02.2013 обществом в администрацию поданы заявка N 14 на получение муниципальной поддержки в виде субсидии на проведение 4-х обучающих семинаров по маркетингу в сумме 492 800 руб. и заявка N 15 на получение субсидии на развитие новых направлений поддержки субъектов малого предпринимательства, а именно: на маркетинговый аудит предприятий г.Хабаровска, внедрение и обучение работе с программным обеспечением "Mindjet MindManager 8.2.319", в сумме 532 000 руб.
Комиссия по принятию решения о предоставлении субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства рассмотрела указанные заявки и согласно протоколу от 12.03.2013 N 4-15-1/3 отказала в выдаче субсидий.
Управление экономического развития администрации г.Хабаровска 14.03.2013 (исх. N 4-17/456) и 21.05.2013 (исх. N 4-17/853) уведомило общество об отказе в выдаче субсидии.
Не согласившись с действиями администрации по отказу в выдаче субсидий, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности оспариваемых действий комиссии и недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Постановлением администрации г.Хабаровска от 29.11.2012 N 5005 утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г.Хабаровск на 2013 - 2015 годы" (далее - программа).
Постановлением администрации города Хабаровска от 20.02.2013 N 616 "О муниципальной поддержке в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г.Хабаровске на 2013 - 2015 годы" в форме субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе некоммерческим организациям" утверждены Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на компенсацию затрат по предоставлению бизнес-консультаций, развитие новых направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, подготовку и размещение информации о развитии предпринимательства на телевидении, в периодических печатных изданиях и сети Интернет, организацию и проведение обучающих мероприятий, организацию и проведение специализированных тематических выставок-ярмарок (приложение N 4, далее - Порядок предоставления субсидий) и Положение о комиссии по принятию решения о предоставлении субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г.Хабаровск на 2013 - 2015 годы (приложение N 1, далее - Положение о комиссии, комиссия по принятию решения о предоставлении субсидий).
Из материалов дела следует, что в предоставлении субсидии по заявке N 14 на проведение обучающих мероприятий обществу отказано на основании пункта 2.8 Порядка предоставления субсидий в связи с исчерпанием лимита бюджетных ассигнований на данный вид субсидий в рамках поименованной выше программы (в кассационной инстанции судебные акты в этой части не оспариваются), по заявке N 15 на развитие новых направлений - на основании пункта 1.4.2 названного Порядка в связи с несоответствием заявленных в информационной карте мероприятия параметров предлагаемого мероприятия определению "Новые направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", обозначенному в указанном пункте Порядка.
В пункте 1.4.2 Порядка предоставления субсидий дано определение понятия "развитие новых направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", как "создание и реализация организацией инфраструктуры новых, более эффективных, ранее не применяемых направлений и инструментов безвозмездной поддержки субъектов предпринимательства".
Согласно пункту 1.5.3 Положения о комиссии одним из критериев отбора субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - заявители) с целью рассмотрения комиссией заявлений и принятия решений о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии, является, в том числе осуществление субъектами малого и среднего предпринимательства приоритетных видов деятельности по тому или иному виду субсидии, в частности, инновационная деятельность.
Судами установлено, что, отказывая в выдаче субсидии по заявке N 15, комиссия по принятию решений о предоставлении субсидий, основываясь на пунктах 1.3, 1.4, 1.5 названного Положения, устанавливающих основные принципы деятельности комиссии, критерии отбора заявителей, пунктах 4.6-4.8 того же Положения относительно порядка проведения заседаний комиссии, а также руководствуясь пунктами 1.2.2, 1.4.2, 2.3-2.8 Порядка предоставления субсидий, предусматривающими условия и порядок предоставления субсидий, исходила из того, что спорная заявка подана обществом на получение муниципальной поддержки в виде субсидии на развитие новых направлений поддержки субъектов предпринимательства - маркетинговый аудит предприятий г.Хабаровска, внедрение и обучение работе с программным обеспечением "Mindjet MindManager 8.2.319". При этом в информационной карте мероприятия указаны цель его проведения - оптимизация работы службы маркетинга на предприятиях субъектов малого и среднего предпринимательства с целью ознакомления с указанной программой, составление SWOT-анализа, разработка рекомендаций по нивелированию угроз и реализации возможностей, корректировка плана маркетинга, и методы, используемые при проведении мероприятия - общий семинар для ознакомления с программным обеспечением и раздача демо-версии. Работа специалистов в офисах компаний (отделах маркетинга) с целью получения необходимой информации. Обработка данных.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, обе судебные инстанции согласились с выводом комиссии, о том, что мероприятие, указанное в информационной карте к указанной заявке направлено на обучение соответствующего персонала работе с соответствующим программным обеспечением и не является новым направлением (инновацией) и инструментом поддержки субъектов малого предпринимательства.
Поскольку действия комиссии произведены в соответствии с приведенными выше Положением и Порядком, обоснованным является вывод обеих судебных инстанций об отсутствии у администрации оснований для предоставления обществу субсидии по заявке N 15, в связи с чем ему правомерно отказано в выдаче указанной субсидии.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением, в том числе о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий необходимо наличие двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии совокупности указанных условий, поэтому требование общества не подлежит удовлетворению.
Доводы жалобы выводов судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.09.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 по делу N А73-6615/2013 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.Н. Трофимова |
Судьи |
В.М. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.