г. Хабаровск |
|
11 апреля 2014 г. |
А51-22033/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
при участии:
от индивидуального предпринимателя Березянко Ольги Александровны - Малиновский К.Ю., адвокат, доверенность от 23.07.2013;
от администрации г. Владивостока - Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 30.12.2013 N 1-3/4679;
от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока - Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4178
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Березянко Ольги Александровны
на решение от 09.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013
по делу N А51-22033/2013 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.А. Самофал,
в суде апелляционной инстанции судьи А.В. Гончарова, Н.Н. Анисимова, О.Ю. Еремеева
по заявлению индивидуального предпринимателя Березянко Ольги Александровны
к администрации г. Владивостока, управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
об оспаривании действий
Индивидуальный предприниматель Березянко Ольга Александровна (ИНН 253800452545, ОГРН 313254318900023; далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955; далее - администрация), выразившихся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 155 кв. м, расположенного в районе ул. Марченко, 21 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством: установки и эксплуатации временной постройки для общественного питания на кадастровом плане территории, оформленного письмом от 25.04.2013 N 6857/20У; о понуждении управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812; далее - управление) утвердить и выдать схему расположения данного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Решением от 09.10.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как не соответствующие нормам права.
Заявитель не согласен с выводами судов о том, что для объекта общественного питания земельный участок должен предоставляться в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ. Ссылается на то, что земельный участок испрашивался для установки и эксплуатации временной постройки (для общественного питания) на основании статьи 34 ЗК РФ. Указал, что для реализации указанной цели им заключен договор подряда на изготовление, установку и монтаж передвижного киоска, отвечающий требованиям ГОСТ Р 50762-2007 "Национальный стандарт РФ. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", ГОСТ 30494-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещения". Полагает возможным использование в эксплуатации временной постройки автономной инженерной системы, требующей подключения только к системе энергоснабжения. Считает, что администрация не наделена полномочиями по решению вопроса о невозможности установки временной постройки (для общественного питания). Приводит доводы о том, что единственным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка явилось наличие в границах формируемого земельного участка металлических гаражей.
В отзыве на кассационную жалобу администрация и управление выразили несогласие с изложенными в ней доводами, просили оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержали, дали по ним пояснения.
Как следует из материалов, 10.08.2011 предприниматель Березянко О.А. обратилась в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Марченко, 21, для целей, не связанных со строительством: установки и эксплуатации временной постройки (для общественного питания), представив пакет документов.
На основании указанного заявления и в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ департамент направил в администрацию обращение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка площадью 155 кв. м на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Письмом от 25.04.2013 N 6857/20У администрация сообщила департаменту и предпринимателю о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, поскольку в границах испрашиваемого земельного участка находятся металлические гаражи, расположенные сплошным рядом.
Предприниматель, расценив данное письмо как отказ в утверждении схемы расположения земельного участка и полагая его не соответствующим требованиям статьи 34 Земельного кодекса РФ, нарушающим права заявителя, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просил обязать администрацию утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для установки и эксплуатации временной постройки для общественного питания.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как установлено судом, на территории г. Владивостока органом местного самоуправления полномочиями, в том числе по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, наделено управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока на основании пунктов 1.1, 1.3, 4-18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, утвержденного решением думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259.
Порядок утверждения и выдачи схемы земельного участка урегулирован регламентом предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории", утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596.
Пунктом 2.8 регламента установлены основания для отказа в предоставлении услуги: 1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; 2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
В ходе судебного разбирательства администрацией дополнены основания невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории тем, что земельный участок для размещения объекта общественного питания должен предоставляться в порядке статей 30-32 Земельного кодекса РФ, поскольку к соответствующему объекту подлежат применению требования положения ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания Классификация предприятий общественного питания", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 N 475-СТ.
Установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), в которой объекты общественного питания относятся к основным видам разрешенного использования.
Судебные инстанции, учитывая, что администрацией г. Владивостока в нарушение статей 65, 200 АПК РФ не доказано наличие прав третьи лиц на металлические гаражи, расположенные в границах испрашиваемого земельного участка, обстоятельства государственной регистрации прав третьих лиц на указанные объекты - металлические гаражи, а также обстоятельства наличия исключительного права третьих лиц на приобретение земельного участка под указанными объектами, обоснованно признали приведенный довод в качестве мотива невозможности утверждения схемы земельного участка недоказанным.
Рассматривая основание невозможности утверждения схемы земельного участка по правилам статьи 34 Земельного кодекса РФ, поскольку на испрашиваемом земельном участке планируется размещение временного павильона под общественное питание, суды правомерно признали, что к установке и эксплуатации соответствующего объекта подлежат применению требования положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", ГОСТ Р 50647-2010 "Общественное питание. Термины и определения", ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания".
Положениями ГОСТ Р 50647-2010 определены общие понятия общественного питания, предприятия общественного питания, а также установлены типы предприятий питания (п.п. 1, 3, 19-39 раздела 2).
Классификация предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов установлены в ГОСТ Р 50762-2007. В зависимости от типа предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинария - названным ГОСТ установлены определенные факторы, в том числе касающиеся технической оснащенности объекта (материальная база, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочные решения и т.д.), а также его местонахождение, состав и назначение помещений.
Кроме того, ГОСТ Р 50762-2007 установлены общие требования к предприятиям общественного питания, в том числе предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели; территория, прилегающая к предприятию, должна быть благоустроена и освещена в темное время суток; архитектурно-планировочные решения и конструктивные элементы зданий предприятий общественного питания и используемое техническое оборудование должны соответствовать строительным нормам и правилам; на предприятиях общественного питания должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, а также хорошо заметные информационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию потребителей как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации; предприятия общественного питания всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта по ГОСТ 30494, в том числе иметь искусственное и естественное освещение, горячее и холодное водоснабжение, канализационную, отопительную, вентиляционную системы, телефонную связь.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ утверждение и выдача органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является основанием для выполнения заявителем кадастровых работ в отношении земельного участка; осуществления кадастрового учета и решения вопроса о предоставлении земельного участка.
Суды, учитывая изложенное и установив, что объект общественного питания должен отвечать требованиям ГОСТ 30494-96 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", на который имеется ссылка в ГОСТ Р 50762-2007, обоснованно признали, что для установки последнего требуется проведение работ и процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, которые, в свою очередь, не могут быть реализованы в рамках статьи 34 Земельного кодекса РФ, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что объект, подлежащий размещению на испрашиваемом земельном участке, отвечает необходимым требованиям, рассмотрен судом и обоснованно отклонен, поскольку соответствующие доказательства в уполномоченный орган не направлялись. Более того, как указано выше, установленные ГОСТ Р 50762-2007 требования касаются не только состава и назначения помещений, но и месторасположения объекта общественного питания.
При изложенном основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу N А51-22033/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Новикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.