г. Хабаровск |
|
29 апреля 2014 г. |
А73-10200/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: И.С.Панченко, Л.К. Кургузовой
при участии:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Компания "Партнер Плюс" - Кононыхина М.В., представитель по доверенности от 13.01.2014 б/н;
от Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края - Борман А.С., представитель по доверенности от 09.01.2014 б/н;
от Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Хабаровского края - представитель не явился;
от третьего лица: Комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края - представитель не явился;
от третьего лица: Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края - Боликов Р.А., представитель по доверенности от 25.06.2013 N 3.1-9/888;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Партнер Плюс"
на решение от 25.11.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014
по делу N А73-10200/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья М.А.Барилко; в суде апелляционной инстанции судьи: И.И.Балинская, Е.И.Сапрыкина, Т.Д.Пескова
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Партнер Плюс"
к Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края, Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Хабаровского края
третьи лица: Комитет по труду и занятости Правительства Хабаровского края, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Партнер Плюс" (ОГРН 1062721098000, юридический адрес: 680011, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Знаменщикова, 12, оф.47; далее - общество, ООО "КПП") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края (ОГРН 1032700299103, юридический адрес: 680002, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Муравьева-Амурского, 19; далее - Министерство экономического развития) о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Хабаровского края (далее -Межведомственная комиссия) от 20.06.2013 N 6.
Определением суда от 15.10.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межведомственная комиссия, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (далее - Министерство СХ) и Комитет по труду и занятости Правительства Хабаровского края (далее - Комитет).
Решением суда от 25.11.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано, так как обществом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением межведомственной комиссии.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить с передачей дела на новое рассмотрение на основании несоответствия выводов судов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела.
Министерство экономического развития и Комитет в отзыве и возражении на кассационную жалобу, а также представители Министерства экономического развития и Министерства СХ в судебном заседании суда кассационной инстанции с доводами жалобы не согласны, считают решение и постановление судебных инстанций законными и обоснованными; просят оставить их без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва и возражения на нее, заслушав мнения представителей общества, Министерства экономического развития и Министерства СХ, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Из материалов дела следует и установлено судами, 01.05.2013 общество обратилось в Межведомственную комиссию с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 год, а именно: "Продавец непродовольственных товаров" - 120 человек, "Агент торговый" - 120 человек, "Массажист" - 20 человек.
Решением Межведомственной комиссии, изложенным в протоколе от 20.06.2013 N 6, заявка общества отклонена в полном объеме в связи с возможностью удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов (безработных и ищущих работу граждан Российской Федерации), в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан (пункт 2.1.2.6 Протокола), о чем ООО "КПП" извещено письмом Министерства экономического развития от 24.06.2013 N 03.3-08-2918.
Не согласившись с решением Межведомственной комиссии, изложенным в протоколе от 20.06.2013 N 6, в части отклонения заявки ООО "КПП", последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего
исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Согласно статье 17 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения", привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда. Формирование квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, распределение указанной квоты по субъектам Российской Федерации, увеличение или уменьшение ее размера и установление резерва указанной квоты осуществляются в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ установлено, что исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.
Порядок определения федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации установлен Правилами N 783, в соответствии с пунктом 2 которых определение исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются с участием заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основании предложений работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - работодатели), привлекающих в целях осуществления трудовой деятельности иностранных граждан. Потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 03.04.2012 N 28 утверждено Положение о межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Хабаровского края.
В силу подпункта "а" пункта 18 Правил N 783 основанием для уменьшения объемов привлечения иностранных работников, предусматриваемых работодателями, а также отклонения заявок полностью или частично по решению межведомственных комиссий может являться, в частности наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа осуществляющего публичные полномочия, или должностных лиц надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми решением, действиями (бездействием) законных прав лежит на лице, оспаривающем эти решение, действия (бездействием) (статья 65 Кодекса).
Проанализировав приведенные нормы права и вышеуказанный порядок определения потребности в привлечении иностранных работников, предусмотренный Правилами N 783, учитывая предусмотренные статьями 189, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правила распределения бремени доказывания, суды двух инстанций пришли к обоснованному и мотивированному выводу о доказанности Межведомственной комиссией наличия возможности удовлетворения вышеприведенных потребностей предпринимателя в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении заявки ООО "КПП" и отклонении заявленной квоты на иностранных работников Межведомственной комиссией была учтена информация, предоставленная отраслевым органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, в соответствии с которой по данным ООО "КПП" НДФЛ за 2012 был перечислен в размере 763 000 руб. при среднесписочной численности работников 56 человек и среднемесячной заработной плате по организации 10 100 руб.
При анализе данных установлено, что расчетная среднемесячная заработная плата исходя из перечисленного в бюджет НДФЛ и среднесписочной численности работников составила 8 734 руб., что фактически на 1 366 руб. меньше указанной обществом среднемесячной заработной платы за 2012 год, и на 1 826 руб. ниже установленной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Хабаровском крае во II квартале 2013 года.
При этом Межведомственная комиссия учла, что из 56 человек среднесписочной численности общества 54 человека являются
иностранными гражданами, что было расценено как незаинтересованность организации в привлечении на рабочие специальности с целью трудоустройства граждан Российской Федерации.
Также, Межведомственной комиссией было учтено и то обстоятельство, что общество обращалось с заявками на трудоустройство граждан только в центр занятости населения города Хабаровска.
В иные центры занятости Хабаровского края общество соответствующие заявки не направляло.
Договоры с центрами занятости населения о подготовке (переобучении) безработных граждан Российской Федерации на требуемые специальности общество не заключало.
Между тем, согласно данным Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, по состоянию на 20.06.2013 численность безработных граждан в Хабаровском крае составила 14 557 человек, в том числе по городу Хабаровску - 1 070 человек. Из указанного количества безработных граждан на учете в краевых государственных казенных учреждениях центрах занятости Хабаровского края в разрезе профессий состояли: массажист - 2 человека, в том числе в городе Хабаровске - 1 человек, продавец непродовольственных товаров - 643 человека, в том числе в городе Хабаровске - 47 человек, агент торговый - 31 человек, в том числе в городе Хабаровске - 5 человек; в 2012-2013 годах краевыми государственными казенными учреждениями центрами занятости населения Хабаровского края на профессиональное обучение были направлены по профессиям: медицинская сестра по массажу - 2 человека, продавец непродовольственных товаров - 173 человека, агент торговый - 85 человек, что подтверждается представленной в материалы дела информацией Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 11.11.2013 N 02-16-4644 (т.2, л.д.14).
Таким образом, проведя анализ представленных данных и учитывая ситуацию на рынке труда Хабаровского края, наличие российских безработных и ищущих работу граждан по ряду профессий, по которым предполагается привлечение иностранных работников, Межведомственная комиссия установила не использование работодателем ООО "КПП" возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет российских граждан, что послужило основанием для принятия комиссией решения об отклонении в полном объеме заявки общества.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правомерными выводы судебных инстанций о соответствии оспариваемого решения Межведомственной комиссии требованиям Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ и Правилам N 783.
Поскольку Межведомственная комиссия как орган, осуществляющий публичные полномочия, доказала соответствие закону оспариваемого решения, а заявитель не представил доказательства нарушения этим решением его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 названного Кодекса правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названные выводы судов первой и апелляционной инстанций, не могут быть учтены как не влияющие на правильность этих выводов, и по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.11.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу N А73-10200/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М.Голиков |
Судьи |
И.С.Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.